Таганрог (1698)

     В 1696 году, после взятия Азова, по приказу Петра I, начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на Таганьем Роге. Инженер Лаваль, руководивший до этого укреплением Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем году, Пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семёновская крепость). Этими работами руководили уже барон Эрнест фон Боргсдорф, Рейнгольд Трузин и датчанин Юрий Франк. Но и это решение также было признано не вполне правильным и работы были перенесены на место нынешнего Таганрога.

     12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…» Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге. Строительство гавани велось под руководством Матвея Симонта, крепостное строительство возглавил «инженер городового дела» – швед Рейнгольд Трузин. Первый же план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский барон, военный инженер-строитель. В 1698-1699 годах он был главным смотрителем работ в крепости.

План крепости и гавани Таганрога (1698)

     Троицкая крепость представляла собой сегмент территории оконечности мыса, огороженного земляным валом высотой 8 метрови рвом глубиной 5 метровпри ширине 40 метров. Общая протяженность вала составляла 3 км. Боковые стороны вала упирались в обрывы. В крепостной вал были встроены: три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащённые пушками и гаубицами. Внутри, вдоль вала были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы.

     Внутри территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко».

     Вход в гавань оборонял форт «Черепашка», устроенный на рукотворном острове. Конструкция его молов и фундамента, установленных на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой передовой и впервые использовалась в России.

     Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 кубометров камня. Матвей Симонт, один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, сообщал в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена».

     Таганрог – первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану, а таганрогская гавань – первая в мире, построенная не в естественной бухте, а в открытом море.

     Немецкий генерал Х.-Г. Манштейн в своих «Записках о России» писал: «… Он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

     В дополнение к Троицкой были возведены Павловская крепость (ее валы ещё сохранились на окраине хутора Гаевка) в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость.

Павловская крепость на подступах к Таганрогу (2012)

     В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Между ними был протянут земляной Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Фёдор Апраксин.

     Судьбу крепости решил неудачный Прутский поход 1711 года, когда все укрепления города пришлось срыть, а территорию вернуть Турции. Россия возвратит себе Таганрог лишь в 1736 году, а восстановление порта и крепости начнётся после победоносной русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Запись опубликована в рубрике Фортификация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.