Новохопёрская (1710)

     Во второй половине XVII века на берегах Хопра донскими казаками было основано несколько поселений: городки Пристанский, Беляевский и Григорьевский. В Пристанском была верфь, на которой в 1698-1699 годах кумпанствами Б. Голицына, Ф. Ромодановского и стольника И. Большого-Дашкова были построены и спущены на воду три корабля. Этот городок являлся и значительным торговым пунктом на так называемой Ордобозарной (Хопёрской) дороге, связывавшей Москву с Астраханью.

     Пристанский городок стал центром восстания Кондратия Булавина, которое было жестко подавлено в 1708 году. Тогда же, по приказу Петра I, были сожжены и казачьи городки на Хопре, в том числе и Пристанский. Восстановление началось в 1710 году, опять же по приказу царя и по его плану. На месте Пристанского была заложена новая сторожевая Хопёрская крепость с верфью (современный город Новохопёрск).

Бывшая Новохопёрская крепость

     Хопёрская крепость возводилась из расчёта на полторы тысячи служивых людей. Её окружал земляной вал и деревянные башни с 26 пушками. В восточной и южной стенах крепости были проездные ворота, от которых расходились дороги вниз к реке, по плато, вокруг крепости.

     От восточных ворот крепости к Хопру сразу спускалась крутая извилистая дорога («старый козацкий тракт»), вторая дорога сначала шла на север вдоль бровки береговой террасы, а затем круто уходила вниз – к корабельной верфи.

     В 1715 году здесь был построен деревянный Воскресенский собор, а через полтора столетия на его месте появился каменный.

     В 1716 году в крепости были расквартированы драгунские и солдатские роты.

Запись опубликована в рубрике Фортификация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.