Домики в Нарве (1704)

     Нарва была взята русскими войсками (со второй попытки) 9 августа 1704 года. В дальнейшем Пётр I будет останавливаться здесь несколько раз. В городе имелись два дома, связанные с пребыванием царя.

Нарва в начале XVIII века

     Деревянный дом

     Один из типичных домов старой Нарвы называли в XVIII – XIX веках «домиком Петра». Возможно, этот дом после захвата города был занят А.Меншиковым, а возможно Н.Зотовым, и Пётр мог заходить сюда.

    Это был одноэтажный деревянный дом с мансардной крышей, выложенной черепицей. До наших дней он не дошёл.

Домик Петра в Нарве (деревянный)

     История сохранила занимательный факт, что, после удачного штурма города, перед домом, в котором поселился Меншиков, была поставлена мортира, налитая до краёв вином. Из неё пили все присутствующие и сам царь.

     Дом Якоба Нимана

     Устное предание (исторические документы не сохранились) связывает дом с посещениями Нарвы Петром I, располагавшийся на углу улицы Ruutli (Рыцарская, 21) и улицы Pimeaja (Темный сад).

Улицы Нарвы в начале XVIII века

     Этот дом был построен в 1676 году по проекту архитектора Захариаса Хоффмана-младшего для сапожника Якоба Нимана. В 1697 году Ниман продал дом столяру (по другим данным, серебряных дел мастеру) Иоганну Луде. После продажи, дом Луде был соединен с домом строительных дел мастера Георга Хехта. В 1708 году дом был перестроен, в результате чего приобрел выраженные черты архитектуры Барокко.

     Дом был дополнен мезонином с треугольным фронтоном и двумя окнами, обращенными в сторону реки Наровы. Ниже мезонина был устроен балкон-лоджия, опиравшийся на колонны тосканского ордена, стиль которого характеризуюется простотой и некоторой массивностью. Балкон был устроен таким образом, что с него по подъемному мостику, опускавшемуся на цепях, можно было попасть прямо на вал береговых укреплений.

Дом Якоба Нимана

     Вход в дом с высоким, не характерным для Нарвы, крыльцом, располагался со стороны улицы Ruutli. Крыльцо было оформлено четырьмя тосканскими столбами. Барочное завершение крыльца украшали волюты с фигурой Марса. Кроме этого главного входа, во дворец имелось еще двое дверей: одна с улицы, другая со стороны бастиона «Пакс» (через деревянный подъемный мостик).

     Нижний этаж был занят кухней и службами. Из вестибюля на второй этаж вела деревянная лестница. Здесь, во втором этаже и размещался собственно дворец.

Лестница на второй этаж

     Комнаты дворца были светлы и приветливы. Здесь были устроены три голландских печи, облицованных изразцами, и камин из песчаника. Пол был настелен дубовым паркетом.

     Потолки спальни, кабинета и ряда смежных помещений были украшены плафонной живописью с аллегорическими сюжетами.

     Так, на плафоне обширной прихожей имелись следующие аллегорические изображения и надписи: 1) Купидон на орле с надписью: «Высоки ищет»; 2) готическая двухэтажная башня с надписью: «Непостоянство мне порочно»; 3) якорь с изречением: «Ничто сего не страшит»; 4) пила, на одном конце её висит меч, на другом медаль, надпись: «Что сие может?«; 5) пылающая бомба с угрозою: «Горе кому достанется» и 6) руль, с пояснением: «Над водами власть имеет».

     Плафон комнаты, служившей, как предполагают кабинетом Петру Великому, был украшен аллегорическим изображением Ливонии, в виде женщины, которую Победа освобождает от оков. Надпись гласит «Erepta restituit». По углам и сторонам имелось ещё восемь различных аллегорических изображений, например, Нептуна с трезубцем и надписью: «Imperat mari»; лодки, пристающей к берегу, с надписью: «Subitur sic videre partum» и т. п.

 Интерьер залы

     В архиве сохранилась опись вещей, находившихся в комнатах на конец XIX века:

Зала (в 8 окон с печью и камином):

– икона Спасителя в золотой раме

– изображения апостолов Петра и Павла в черных лакированных рамах

– изображение Марии Магдалины в такой же раме

– портрет (живописный) Петра Великого в золоченой раме

– портрет императрицы Екатерины II в золоченой раме

– картина, изображающая Карла III на коне в одной из битв

– портрет князя Меншикова в золотой раме.

Икона из залы

Мебель в зале была следующая:

– 5 венецианских зеркал в золоченых рамах

– диван и 22 стула березового дерева, окрашенные белой масляной краской с зелеными разводами, обитые зеленым барканом; к ним холщевые чехлы

– кресло березового дерева, лакированное под орех, также обитое зеленым барканом; к нему чехол

– 2 подзеркальных столика березовые, выкрашенные белою краскою, с мраморными досками

– хрустальная (стеклянная) люстра

– большой шкаф ясеневого дерева с резьбой, лакированный под орех; на нем имеется дата, что он построен в1647 г. В этом шкафу хранятся следующее предметы: купчая на дом; хрустальный бокал тонкой работы с разбитою нижнею частью, в кожаном футляре (на этом бокале имеются профильные прекрасной работы изображения Петра Великого и Августа II, короля польского); 9 стаканов; графин; две глиняные пивные кружки (к ним недостает оловянных крышек); полоскательная чашка фаянсовая; две разбитые тарелки; палка с делениями для измерений; толстая камышовая трость; дубинка (по преданию, эта дубинка принадлежала Петру); две пары башмаков; 17 салфеток и утиральников; 12 скатертей.

Зеркало из залы

Комната № 2:

– 2 кресла и 6 стульев, березовые под орех, крытые красным барканом, с чехлами)

– стол с золочеными украшениями и мраморною доскою

– зеркало в черной лакированной раме с золотыми украшениями

– 4 больших голландских ландшафта в черных рамах с золочеными украшениями.

Комната № 3:

– стол, а на нем модель военного корабля Шлиссельбург о 33 орудиях

– древко от шведского знамени, полуистлевшего

– 2 больших голландских ландшафта в черных рамах с золочеными украшениями.

Модель корабля из комнаты № 3

Комната № 4 (спальня):

– образ Марии Магдалины в золоченой раме

– 2 зеркала в черных с золочеными украшениями рамах

– выкрашенная белою масляной краской кровать с занавесами из зеленой шерстяной материи. По росту Петра Великого, эта кровать представляется слишком малою

– 2 кресла и три стула под орех с плетеными из камыша спинками

– бюро орехового дерева с датою 1702.

Комната № 5 (Handkammer):

В ней большой сундук, обтянутый тюленьей кожей, содержащий:

– 3 компанейских знамени нарвского пограничного батальона 1765 года

– 3 медных наконечника к знаменам

– шкуру пантеры

– картину библейского содержания.

Комната № 6:

– голландский ландшафт в черной раме с золочеными украшениями

– восьмиугольный стол с изображенною на нем масляными красками картою Балтийского моря

– угломер.

Стол из комнаты № 6

В других комнатах и на галерее находились лишь зеркало в черной раме и оконная рама (в свинцовой оправе) на 40 стекол.

     Во второй половине XVIII века внутренние помещения были слегка перестроены, а черепичная кровля заменена жестяной.

     В 1944 году, при отступлении немецких войск из Нарвы, дом был основательно разрушен и до наших дней не сохранился. Сохранившиеся экспонаты домика Нимана были переданы в краеведческие музеи Прибалтийских республик.

Запись опубликована в рубрике Домики Петра. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.