Фейерверк на масленицу 1697 года

     Новые формы празднования военных побед нашли еще более яркое выражение в больших торжествах и увеселениях, организованных в фев­рале1697 г., в дни масленицы. Эти празднества происходили у Красного Села (на окраине Москвы) при громадном стечении народа. Вокруг большого пруда и на его ледяном покрове были воздвигнуты сооружения, представлявшие подобие Азова, с башнями, воротами и «каланчами нарядными». Вся эта своеобразная декорация была иллюминирована.

    Здесь, помимо различных «весёлостей», были устроены «потехи изрядные» с участием полков, вернувшихся из азовского похода, – они разыграли сцены бомбардирования, штурма и взятии Азова.

     Празднества но поводу Азовской победы, состоявшиеся у Красного Села, получили красочное оформление устройством фейерверочного зре­лища, продолжавшегося с полуночи до утра. Об этом фейерверке один из современников сообщает такие подробности: «…на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величии ракетами, которые занимали на льду великое про­странство. Его царское величество находил отменное удовольствие быть между инженерами и участвовал сам в работании самой большой машины, которая была поставлена в средине прочих. Она представляла двоеглавного с распростертыми крыльями орла, который левою ногою бросал горизон­тально ракеты в один рог полумесяца, что и происходило весьма удачно…»

     Надо полагать, что зрители фейерверка с увлечением развлекались тем, как российский орел метко обстреливал турецкий полумесяц раке­тами и как при этом последние разрывались с ослепительным блеском. Для своего времени это была трудная задача в техническом отношении. Помимо того, в приведенном нами сообщении говорится, что фейерверк «состоял из разных искусных машин». Действительно, тогда было испол­нено немало других декоративно-фейерверочных «потех».

Общий вид фейерверка, устроенного в феврале 1697 года в честь победы под Азовом (гравюра А. Шхонебека)

     Общий вид этого фейерверка запечатлен на гравюре А. Шхонебека. Внизу гравюры, наряду с указанием имени художника и даты устройства фейерверка, приведены пояснения отдельных деталей изобра­жения.

     На переднем плане фейерверочного зрелища, в специально прорубленном во льду пруда широком бассейне, была представлена декорация, изображавшая Нептуна, плывущего на морском коне, с раз­рывавшимися вокруг фугасами. Нептун символизировал победу России на море. За ним, на ледяной площадке, возвышались триумфальные ворота, но сторонам которых тянулась «ограда» из «огнеметающих» ракет.

     Центральное место (на втором плане) занимал огромный «монумент» в честь русского государства с подписью «victoria» (победа), на пьеде­стале которого имелось и аллегорическое изображение победы. Монумент был увенчан сиянием фейерверочных огней. По сторонам его помеща­лась упоминавшаяся уже декорация в виде парящего в воздухе «российского орла», поражающего «турецкий полумесяц», что являлось обобщенным выражением успешных действий русской армии и, в част­ности, ее артиллерии под Азовом. В том же ряду стояли два транспа­ранта с изображениями русской армии и флота, осаждающих Азов, «победоносные столпы или трофеи» и на площадке перед ними другие «столпы, из которых большие ракеты пусканы», «светильницы две, раз­личными огнями зрение удивительно освещающие», мортиры, выбрасы­вавшие потешные огненные ядра, и др. Весь фейерверк состоял из богатого и разнообразного набора изделий увеселительной пиротехники, создававших красивые огненно-световые эффекты.

Запись опубликована в рубрике Фейерверки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.