Фейерверк 1 января 1710 года

     Все торжества, посвящённые Полтавской победе, завершились вдень празднования нового 1710 года. Вечером 1 января было организовано интересное фейерверочное зрелище.

    Этот фейерверк наряду с предшествующими тщательно подготовлялся. Его устройством руководил уже известный нам военный инженер, пору­чик гвардии Василий Дмитриевич Корчмин. Предварительно идея и план фейерверка были разработаны Петром и его ближайшими помощни­ками.

     Датский посланник в России Юст-Юль писал, что в этот день в десять часов вечера «зажгли в высшей степени красивый и затейливый фейер­верк… В нем замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретен­ные самим царем, а равно многочисленные огненные шары и огненные дожди, превращавшие ночь в ясный день, так что и па далеком расстоя­нии можно было отчетливо видеть и узнавать всех проходящих».

     Английский посланник Витворт в своем донесении также отмечал, что он видел в тот день «прекрасный фейерверк», который был «сожжен с полным успехом».

     В этом фейерверочном зрелище были показаны специальные декорации. Наиболее интересные из них запечатлены на современной гравюре, испол­ненной неизвестным художником. В верхней части гравюры помещены картины двух фитильных фейерверочных щитов.

     На одной изображен Зевс, поражающий Фаэтона. Над картиной надпись: «От возношении низвержение».

     Смысл аллегории заключен в том, что Карл XII, увлеченный авантюр­ным походом против России, привел шведскую армию к ее поражению под Полтавой.

     Рисунок этого щита был подсказан Петром, что подтверждается стро­ками его письма о Полтавской победе: «…и единым словом сказать, вся неприятельская армия Фаетонов конец восприяла».

     На другой картине виден обессиленный лев, подвешенный цепью над табуретом с богатой подушкой. Над изображением надпись: «да знает правительствовати». Несомненно, что эта картина, представленная в фейерверке, высмеивала Карла XII, лишенного после Полтавского поражении своей армии и былой славы.

     В одном из отделений фейерверочного представления была показана сложная декорация, состоявшая из нескольких макетов, приводившихся в движение с помощью различных приспособлений. Эта декорация изобра­жена в нижней части гравюры. И пояснительном тексте к ней, а также в записках современников, содержатся некоторые, указания относительно того, что происходило во время показа ее зрителям.

     На театре фейерверка появились сперва два «столпа», увенчанные коронами; один из них олицетворял Польшу, другой Россию. Эти колонны были украшены множеством разнообразных огоньков – синих, зеленых и палевых. Затем из-за «горы каменной, являющей швецкое государство», показался лев, «являющий армию швецкую». Лев приблизился к пер­вому «столпу» и опрокинул его. Вслед за тем лев бросился ко второму «столпу», который лишь покачнулся, как будто готовясь упасть. Тогда же появился в вышине горевший яркими огнями орел, «являющий армию российскую». Им были выпущены «перуны или огненные стрелы», от кото­рых лев вспыхнул пламенем и разлетелся на куски «с великим громом». После этого и первый «столп» поднялся и занял прежнее положение.

 Декорация фейерверка 1 января 1710 года в ознаменование Полтавской победы

     Эта декорация фейерверка отражала следующие события, хорошо извест­ные современникам. В 1706 г. польский король, нерешительный и мало­душный Август, испуганный вторжением шведской армии па территорию Польши, заключил в Альтранштадте мир с Карлом XII. Этот мир не облег­чил положение Польши, а сам король Август вскоре лишился польского престола, который занял Станислав Лещинский ставленник Карла XII. Россия же осталась без союзников и должна была одна противостоять сильному неприятелю. В августе1707 г. шведская армия двинулась на Россию. Однако поход Карла закончился разгромом шведской армии мод Полтавой. Эта победа русских войск привела к тому, что Август снова вступил на польский престол и осенью1709 г. заключил новый договор с Петром о совместной борьбе России и Польши против Швеции.

     Показанная в московском фейерверке аллегория была остроумно заим­ствована с рисунка хвастливой медали, выбитой в Штеттине Иоганном Меммиусом по заказу Карла XII, в ознаменование Альтранштадтского мира. На ней изображен лев и два «столпа». Ударом лап лев один «столп» уже переломил, а другой сильно наклонил. На медали надпись: «Потряс оба» (в переводе с латинского). Юст-Юль писал, что Петр показывал ему эту медаль. По словам Юст-Юля, аллегорическое изображение на медали означало, что «король шведский отнял у короля польского корону, а царя поставил в безвыходное положение». Устроители фейерверка расширили содержание этой аллегории. Мы видим, что они представили в фейерверочном зрелище орла, поражающего льва, а вслед затем показали оба «столпа», стоящими незыблемо, «являя избавление наше (т.е. России) и возвращение короны королю Августу через ору­жие российское».

Запись опубликована в рубрике Фейерверки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

на правах рекламы

фасадные кассеты . Назад Пауза Вперёд. Инфостойка в аэропорту Внуково. Выполнена из искусственного камня и нержавеющей стали.