Фейерверк 1 января 1712 года

     1 января 1712 г. в Петербурге был сожжен фейерверк. Его специаль­ные декорации, запечатленные на гравюре А. Зубова, отразили события 1710-1711 гг. (мир с Турцией в результате Прутского похода).

     Театр фейерверочного представления находился на ледяном иоле Невы, напротив дворца Меншикова. Там было построено декоративное соору­жение в виде триумфальных ворот. Эти «врата» были оснащены многими и разнообразными изделиями увеселительной пиротехники, создававшими при своем сгорании разнообразные огненно-световые эффекты. Вокруг «врат» также размещались комплексы фейерверочных изделий. В проемах арок и в других местах по фасаду триумфальных ворот показывались последовательно транспаранты, эмблемы, раскрывавшие содержание фейерверочного представления.

     В описании фейерверка говорится, что сначала на верху ворот был показан «воин на коне», увенчанный лавровым венком; он держал в правой руке меч, а в левой масличную ветвь. Эта аллегория выражала уже хорошо известную нам постоянную готовность Петра к миру и вместе с тем означала, что русское государство, добившееся мира с Турцией, продолжает еще борьбу со Швецией.

     Затем ниже представлена аллегория, изображавшая союз «Азии» и «Европы», под нею три короны – эмблемы России, Полыни и Турции сквозь которые, извиваясь, проползала змея. Эта декорация напоминал зрителям о том, что Швеция, а также Англия, Франция и Голландия желавшие ослабить русское государство, стремились внести раздор между Россией и Турцией, между Россией и Полыней. Несомненно, что этот намёк предназначался иностранным дипломатам, присутствовавшим на фейерверочном представлении. Наряду с описанной аллегорией на воротах были помещены атрибуты наук, ремесел и торговли. Здесь же горел девиз: «Мир и злобу ненависти». Этим подчеркивалось, что Россия, вопреки ее ненавистникам и недоброжелателям, обеспечила мир с Турцией. Кроме того, любопытно отметить, что слева и справа на воротах были одновременно показаны в свете фейерверочных огней аллегорические фигуры античной «Цереры» христианской «Веры» (резные деревянные фигуры). По фризу триумфальных ворот горел девиз: «богу благодарение за счастливое прибытие».

Декорация фейерверка 1 января 1712 года

     «Потом в малой дуге (арке) но правой стороне, – отмечаете в описании фейерверка, – явится звезда северна горища и полумесяц который полумесяц свою светлость Северу поделяет. А между ими во шла темная туча, тогда тот полумесяц отвращается лицом своим о звезды». Очевидно, эта аллегория выражала разрыв мирных отношений и войну между Россией и Турцией. Вслед за первой декорацией, в нижней части арки был освещен транспарант, изображавший «в тишине Эвксинское море (Черное море), па котором вдали корабль и храм Яинй замкнут оказался», с подписью: «небо с сею утишило». Данная аллегория в отличие от предыдущей означала прекращение войны между Россией и Турцией.

     «По левую сторону в дуге» была представлена декорация, символизировавшая величие и мощь русского государства. Основным декоративным элементом здесь являлся зажженный «парящий орел».

     В последнем отделении фейерверочного представления была введена в действие декорация, находившаяся в проеме центральной арки. В опи­сании зрелища сказано: «Потом окажется крепость морская, у которой в одной куртине подпись сия: «бог укрепи камень сейм. Значит сие крепость Сапктъпитесръбурх. В другой куртине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причем корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибысть. Значит сие какую благость впредь государству чрез сие привлечет».

     Таким образом, в фейерверке подчеркивалось значение Петербурга и строившегося здесь флота. Отметим, что вверху первой страницы описания фейерверка имеется гравюра на меди с изображением Петропавловской крепости и части Петербургской стороны. Поэтому можно предположить, что декорация последнего отделения фейерверка была именно такой, как показана на гравюре. Эта декорация, конечно, была не случайна. Петр, имея в виду известные утраты, понесенные Россией в результате заключенного с турками мира на Пруте, в том же 1711 г. писал: «Сие дело есть хотя и не без печали, что лишиться тех мест, где столько трудов и убытков положено, однако чаю сии лишением другой стороне великое укрепление, которая несравнительною прибылью нам есть». Следовательно, Петр считал, что, обеспечив мир с Турцией, Россия много выигрывала на своих северо-западных границах, в укрепле­нии и строительстве Петербурга, в дальнейшей борьбе со Швецией.

     Появление в фейерверочном представлении декорации, изображавшей Петербург, сопровождалось действием многих, расположенных при ней изделий увеселительной пиротехники. В описании фейерверка далее го­ворится: «Потом как сие скончается, начнет крепость вновь из себя вы­путать патроны и гранаты беспрестанно, при том ракеты и многие разные люсты-кугелн со беспрестанною пушечною пальбою».

     Несомненно, что рассмотренный нами фейерверк был значительным и интересным. В нем щедро показывались и красиво сочетались специаль­ные и чисто пиротехнические декорации. К тому же можно добавить, что в этом фейерверке применялись цветные огни. В известном нам доку­менте наряду с фейерверочным «белым огнем» упоминаются также «си­ний» и «желтоватый», которыми горели многие эмблемы, украшавшие триумфальные ворота.

Запись опубликована в рубрике Фейерверки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.