Фейерверочная техника

     Останавливаясь специально на рассмотрении фейерверочных зрелищ начала XVIII века, необходимо сперва отметить следующее. В то время русские пиротехники изготовляли уже фейерверочные фигуры многих видов, что способствовало разнообразию и великолепию «огненных потех». Все известные тогда в Европе изделия потешной пиротехники получили применение и в фейерверках, устраивавшихся в России. «Вер­ховые фигуры» – ракеты и им подобные – отрывались от земли и быстро поднимались вверх, оставляя плавные или зигзагообразные светящиеся следы. Другие («низовые») во время своего сгорания производили огненно-световые эффекты или громкие выстрелы на самой площадке фейерверочного зрелища.

     При устройстве фейерверков вблизи водоемов употреблялись также изделия, горевшие на воде. В таких случаях ими начинялись особого рода фугасы, имевшие вид морских животных (киты, дельфины) и водоплавающих птиц (лебеди, гуси, утки и др.). Эти деко­ративные пиротехнические фигуры быстро плавали, вертелись, временами погружались в воду и, наконец, с выстрелами разрывались. Некоторые из них (в виде китов) выбрасывали струи блестящих искр.

     В ряде случаев мелкие изделия присоединялись к более крупным, образуя сложные фейерверочные фигуры. Так, например, некоторые большие ракеты при разрыве выбрасывали мелкие изделия, создававшие впечатление ярко горевших и рассыпанных звезд или массы медленно падавших с высоты светящихся «серебряных» и «золотых» точек (капель) в виде «огненного дождя». Не мало было также сложных наземных фейерверочных фигур.

     Как простые, так и сложные изделия увеселительной пиротехники обычно сжигались группами и в различных сочетаниях друг с другом, создавая ту или иную декорацию фейерверочного зрелища.

     Разнообразным сочетанием «верховых» и «низовых» фигур получались красивые и затейливые композиции. На довольно значительной высоте достигались эффекты, как бы воспроизводившие огромные букеты, снопы, гирлянды и пр., а на площадке – ряды блестящих фонтанов, водяные каскады, лиственные и цветочные мозаики, ослепительные солнца и колеса, вертящиеся мельницы, бриллиантовые пирамиды и иные виды фейерверочного убранства. Таким образом, эффективность и развлека­тельность зрелищ зависела в большой мере от изобретательности его устроителей. Фейерверочное представление слагалось обычно из многих сменявших друг друга композиций такого рода.

     Наряду с чисто пиротехническими, огненными композициями в фейер­верочных представлениях начала XVIII в. стали занимать значительное место специальные декорации. Среди них надо назвать в первую очередь щиты, обведенные фитилями, про­питанными медленно горящими составами. Эти фитили давали сплошную огненную линию, а поэтому использовались для выполнения крупным планом всевозможных контурных изображений, посвященных тем или иным событиям.

     В декоративном оформлении фейерверочных зрелищ большая роль отводилась транспарантам, наиболее пригодным для быстрого чередова­ния тех или иных изображений. Эти изображения чаще помещались на обеих сторонах полупрозрачной материи транспаранта и становились видны зрителям в зависимости от его освещения то с одной, то с другой стороны. Употреблялись также транспаранты с прорубленными отверстиями, сделанными в картоне, досках или ином плотном мате­риале. Эти отверстия образовывали штриховой или сплошной линией контуры необходимого рисунка и освещались фейерверочными огнями с задней стороны транспаранта.

     Специальные декорации создавались также способами, известными в театральном искусстве. Так, для фейерверочных представлений изго­товлялись объемные декорации в виде павильонов, беседок, галерей, террас, бассейнов, обелисков, статуй, эмблем и т. п., которые в свою очередь оснащались различными пиротехническими изделиями.

     Важно обратить внимание и на то, что в декоративное оформление фейерверочных представлений стали постоянно вводиться аллегорические и эмблематические изображения, выражавшие в наглядной, образной и лаконичной форме основную идею, содержание и значение данного празднества, торжества, события и т. д.

     Со времени празднования в1696 г. победы русских войск под Азо­вом основой этих аллегорий, символов и эмблем являлись сюжеты свет­ского содержания, почерпнутые из истории, литературы, мифологии, приуроченные к современным событиям общественно-политической жизни.

     Для Петровского времени характерно то, что символы, аллегории и эмблемы отражали не отвлеченные, абстрактные представления, а глав­ным образом конкретные, реальные идеи, задачи, события, которые назрели, осуществлялись, имели место в действительности.

Запись опубликована в рубрике Фейерверки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.