Скульптура Петровских ворот

     В своём творчестве главный архитектор Петербурга Доменико Трезини неоднократно обращался к тем впечатлениям, которые он получил, живя в Европе.

     Используя свои итальянские и датские наблюдения, архитектор задумал ворота в Петропавловскую крепость с неожиданно нарядным декором, что мало соответствовало строгости крепостных стен. Петровские ворота производят впечатление триумфальной арки.

Петровские ворота (в центре) и их возможные прототипы

Петровские ворота

     Центральная часть ворот прорезана аркой, в замке – отлитый из свинца двуглавый орёл со скипетром и державой в когтях. По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорическая скульптура, исполненная в 20-х годах XVIII века: женская фигура в шлеме и воинских доспехах олицетворяет победоносную воительницу Афину Палладу; фигура со змеёй и зеркалом в руках символизирует покровительницу городов Афину Полиаду.

 Статуи Афины Паллады и Афины Полиады

     В центре аттика помещён барельеф «Низвержение Апостолом Петром Симона-Волхва», выполненный и дерева Конрадом Оснером и украшавший ещё старые (деревянные) ворота.

     На барельефе изображена трёхглавая церковь. Вокруг неё толпится народ, взоры людей обращены к небу, а с облаков стремительно низвергается кудесник Симон.

     Как повествует легенда, кудесник силой волшебства вознёсся на небо, однако молитва апостола Петра низвергла его вновь на землю. Апостол Пётр, которому придано портретное сходство с Петром I, изображён стоящим в толпе и никак не выделен из группы. Очевидно, яснее смысл этой композиции был при деревянных воротах, когда над их аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.

     Религиозный сюжет использован здесь для отражения наиболее значительных событий первой четверти XVIII века. В барельефе раскрывается смысл преобразовательной деятельности Петра I, прославляется победоносное завершение Северной войны.

Барельеф «Низвержение Апостолом Петром Симона-Волхва»

     Справа и слева от барельефа, на плоскости волют, находятся вырезанные на деревянных досках воинские доспехи.

     Завершены ворота полукруглым фронтоном с изображением бога Саваофа.

     Петровские ворота, на возведение которых ушло 15 лет, стали первым опытом соединения архитектуры и скульптуры. С художественной точки зрения их скульптурное убранство ещё в многом несовершенно, но оно представляет огромный интерес как самое раннее произведение монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга.

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.