Цветники

     Цветники регулярного сада – произведения декоративного искусства, отражающие эстетические требования своего времени. Они представляли собой сложные композиции разнообразнейших рисунков, выполненные из цветов, свободно растущих в грунте, растений в вазонах и кадках, зелёного газона и различных декоративных материалов – разноцветных песка и битого стекла, керамики, туфа, ракушек.

     В системе регулярных садов, которые по своему архитектурному замыслу являлись как бы продолжением дворцов под открытым небом, с их зелёными коридорами-берсо, с трельяжными беседками-кабинетами, увитыми зеленью, цветники служили своеобразными коврами, многоцветными и разнообразными. Не случайно они украшались растениями в вазонах и кадках, по большей части редкими, оранжерейными, что ещё раз подчеркивало «интерьерный» характер этих садов.

     Судя по европейским книгам и чертежам конца XVII – начала XVIII века, цветники регулярных садов можно разделить на два типа.

     Один из них – так называемые «бродери» (или «партерные вышивки»), где цветам и растениям вообще отводилась второстепенная роль. В них превалировали разнообразные декоративные материалы, составляющие вместе с зелёным газоном часто очень сложный, прихотливый по линиям рисунок. В таком цветнике растения, помещенные в керамические вазоны или деревянные кадки, лишь дополняли композицию. Но и в таких цветниках обязательно употреблялась обсадка стриженой зеленью (чаще всего самшитом). Ею же порой подчеркивался основной рисунок, выполненный декоративными материалами и внутри цветника.

Партерная вышивка в Летнем саду

     Во втором типе основную роль играли цветы, составлявшие главный рисунок вместе с участками зелёного газона. Но и в этих композициях рисунок подчеркивался и оттенялся линиями декоративных материалов, а отдельные растения (главным образом оранжерейные) в вазонах и кадках присутствовали также обязательно.

Разметка местности под цветник (по проекту Ж.-Б. Леблона)

     Архивные материалы, поднятые при подготовке материалов к фрагментарному воссозданию Летнего и Монплезирского садов (наиболее характерных садов петровского времени), показали, что в русских регулярных садах первой четверти XVIII века превалировали цветники второго типа, т.е. те, где цветам отводилась ведущая роль.

     Сохранилось большое количество документов, свидетельствующих о таком количестве цветов, корней, луковиц и семян, которые выписывались из подмосковных садов и из-за границы для новых садов, что даже предположить существование «бродери» с малым числом растений в этих садах просто невозможно. Что же до Монплезира, то имеется прямое указание Петра I при его собственноручном чертеже, где партер разделен крестообразно на четыре цветника с надписью: «В сих четырех квадратах садить буксбомом по приложенной фигуре и чтоб осажено было с краев, а в середине земля оставлена была бы на цветы». Это указание сразу определяет характер цветника.

     «Приложенная фигура», как показало сопоставление сохранившихся планов Монплезирского сада с гравюрами в книге Леблона – Д’Аржанвиля, – это изображение цветника на таблице VI. Та же страница книги отдельно была обнаружена в ЦГАДА, в «Книге о строениях». Этот лист явно был в употреблении. Характерно, что из страницы, где помещено три рисунка, выбран именно этот, с аннотацией – «цветочный» («Pour des fleurs»).

Проекты цветников Ж.-Б. Леблона

Проекты цветников Ж.-Б. Леблона

Проекты цветников Ж.-Б. Леблона

Проекты цветников Ж.-Б. Леблона

Проекты цветников Ж.-Б. Леблона

     Рассматривая вопрос о цветниках петровского времени, необходимо выделить и наиболее характерный тип партеров. Анализ имеющихся материалов показывает, что при Петре предпочитались партеры с четырёхчастным делением. Этот принцип для петровского времени становится почти стандартным. Таковы партеры Екатерингофа, Дубков, сада Монпдезир в Петергофе и, наконец, самого Летнего сада – на той же гравюре Зубова, где чётко видно четырёхчастное деление партера у второго Летнего дворца. Цветники же – это обычно система квадратов и прямоугольников, очень правильных, самых простых и компактных форм, без срезанных углов и закруглений, которые так часто встречаются на планах европейских садов.

Проекты цветников А. Молле

Проекты цветников А. Молле

Проекты цветников А. Молле

Проекты цветников А. Молле

Проекты цветников А. Молле

Проекты цветников А. Молле

     Нельзя не заметить, что в России деление партеров на цветники значительно мельче, чем в западноевропейских садах, тогда как сами рисунки цветников, наоборот, крупнее по габаритам. В этом есть определенное своеобразие, может быть, перекличка с уже накопленной традицией регулярных элементов в подмосковных садах XVII века. Партеры петровских садов с их цветниками привлекали внимание современников. В ряде мемуаров того времени отмечается красота цветников и обилие цветов на них (записки Юст-Юля, Берггольца, Вебера, Кампредона и других).

     В устройстве партеров и цветников в петровское время особенно ярко ощущается тщательный отбор из того огромного количества различных образцов, которые видел Пётр воочию и которые имелись в многочисленных изданиях, чертежах, гравюрах и рисунках, собранных в его библиотеке. Нельзя не заметить также, что рисунки партеров при Петре I выбирались наиболее простые и строгие из колоссального многообразия решений, которые предлагались известными тогда источниками.

Запись опубликована в рубрике Куншты садов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.