Образцовые сады

     Путешествие Петра I за границу, знакомство его с садами Голландии, Франции, Германии внесли новое в русское садовое искусство, объединив уже сложившиеся традиции с европейскими достижениями в этой области, причем новое воспринималось с тщательным выбором, без слепого подражания. И нельзя не заметить, что все касающееся садов, серьезно интересовало Петра.

     Первые сады, которые мог изучить Пётр I, были голландскими. Они произвели на него очень большое впечатление, и не случайно первыми главными садовниками Летнего сада и Петергофа были приглашены именно голландцы – Ян Роозен и Леонард Ван Гарнихфельдт. Совершив уже много путешествий, Пётр I всё же вспоминает о голландских садах, впечатление от которых не померкло даже после великолепия Версаля.

Проекты регулярного сада А. Молле

     В 1724 году он писал Ивану Коробову, тогда «ученику архитектуры»: «Надобно тебе в Голландии жить и выучить манир голландской архитектуры… К тому же огородам препорцию, как их размеривать и украшать лесом, так всякими фигурами, чего нигде на свете столько хорошего нет, как в Голландии».

     Известно, что голландские сады были гораздо чётче, строже как в планировке, так и во всех своих сооружениях. Именно эти их черты нашли свою интерпретацию в садах петровского времени.

Разметка местности под сад (по проекту Ж.-Б. Леблона)

     Пётр I подобрал великолепную коллекцию планов различных садов. Там был и план сада Брандта, голландского купца, который стал русским резидентом в Голландии и назвал там свой сад «Санкт-Петербург». Там был и план сада Монплезир в Шведе, маленьком прусском городке, который явно оказал влияние на петергофский Монплезирский ансамбль как названием, так и планировкой. Среди них имеются и большие альбомы по садам Франции, собранные по приказу Петра I Садовой конторой при Кабинете Его Величества («Достать во Франции самым лучшим огородам и домам прешпектов, особливо Марли»). Постоянно пополнялась библиотека Петра и книгами о садовом искусстве. Например, только в одной «Росписи ящиков, присланных из Голландии» в 1717 году, числятся «два тома огородных цветам с фигурами», «Теории огородные», «Украшение садов».

Проект регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проект регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

     В «Реестрах» библиотеки Петра I не всегда удается установить, какие книги скрывались под названием «Цветошная» или «Весёлые сады», но «Теории огородные» – это уже явно та знаменитая книга Леблона и Д’Аржанвиля, которая сыграла большую роль в формировании русских садов петровского времени, правда, со значительными «поправками» в практике на уже установившиеся в России традиции.

     При сравнении чертежей и планов садов из издания «Куншты садов» и западноевропейских изданий, нельзя не заметить в русских вариантах большей простоты и четкости в линиях, меньшего количества декоративных украшений в различных и очень разнообразных типах садовых сооружений. Даже в уже упомянутых чертежах Трезини для загородных домов ни один определенный тип беседок не считался обязательным. Характерно примечание к его чертежам: «Кто изберет по сему чертежу дом строить, может применить порталы и чердаки по литерам при сём же чертеже назначенным по сторонам». На полях даны разнообразные варианты беседок, люстгаузов, «чердачков» и трельяжей с планами и рабочими чертежами.

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проект регулярного сада Д. Трезини

Проект регулярного сада П. Родионова

Запись опубликована в рубрике Куншты садов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.