Барельефы Летнего дворца

     Двадцать девять барельефов выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. В большинстве барельефов фоном служит море, водные просторы с изображением петровских галер; широко использованы символика и аллегория.

     Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями.

     Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями».

«Минерва, окруженная военными трофеями»

     Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.

«Триумф Нептуна и Амфитриты»

     На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми – Аполлоном и Дианой – пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек.

     На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей – Петра-освободителя.

     Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени.

«Аполлон и Дафна»

     В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.

«Персей, побеждающий медузу»

«Похищение Европы»

«Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»

     По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Мы знаем, что создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько.

«Амур на Гиппокампе»

«Диана»

«Амур на Козероге»

«Похищение Европы»

«Похищение Амфитриты»

«Амур на морском льве»

«Амур на морском слоне»

«Амур на дельфине»

     Среди барельефов Летнего дворца часто встречается изображение дельфина. В «Иконологическом лексиконе» Акимова, бывшем в ходу в начале XVIII века, сказано: «Через него изъясняется тишина морская, ибо дельфин выплывает только во время тихой погоды».

Барельефы

Барельефы

Барельефы

Барельефы

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.