Плафоны комнат дворца Монплезир

     По своему стилю живопись плафонов Монплезира близка к произведениям французских художников-декораторов конца XVII – начала XVIII веков. Плафоны Монплезира заполняют разнообразные линейные орнаменты, цветы, фантастические звери и птицы, мифологические и аллегорические фигуры, персонажи французской комедии и т.п.

     Плафоны дворца были исполнены художником Пильманом в два приёма. Сначала были исполнены плафоны Парадного зала, Секретарской спальни и Морского кабинета (1718 – весна 1719 гг.), а затем – восточных комнат (весна1719 г.). Это отражается в различиях их композиции и манере исполнения.

     Плафоны галерей

     Падуги в галереях расписаны орнаментами, изображениями драконов, карнавальных масок и ритонов с цветами. На среднем поле потолка помещены переплетающиеся гирлянды цветов, вазы и в медальонах фигуры вакханок и амуров. В центре плафона восточной галереи – аллегория Лета, западной – Флора.

     Композиция росписи в обеих галереях одинакова, но неистощимое разнообразие в расположении и трактовке деталей создаёт совершенно различное впечатление.

Плафон западной галереи (фрагмент)

 Плафон восточной галереи («Лето»)

     Плафоны Западной части дворца

     Плафоны зала, Секретарской, Спальни и Морского кабинета разделены на пять основных полей, которые заполнены мелкими фигурами и орнаментом. В этих плафонах яркие насыщенные краски сочетаются с золотом, использованным для фона и бликов.

     На плафоне Морского кабинета, в овальной раме, изображены скачущие обезьяны.

Плафон Морского кабинета (обезьяны)

     Плафон спальни расписан изображениями персонажей итальянской комедии «дель арте».

Плафон Спальни («Комедия дель Арте»)

     Плафон Секретарской украшен изображением вакханалии.

Плафон Секретарской («Вакханалия»)

     Плафоны восточной части дворца

     Плафоны двух восточных комнат решены Пильманом более обобщено. Они не разделены на поля. В центре композиции на фоне легко намеченного пейзажа крупным планом изображены аллегорические женские фигуры и амуры. Колорит этих плафонов мягкий и чуть приглушённый, широкий и плавный мазок великолепно моделирует форму.

     На плафоне Китайского кабинета изображена аллегория осени в виде вакханки с гроздью винограда и кубком вина.

Плафон Китайского кабинета («Осень»)

     На плафоне Буфетной изображена аллегория Зимы в виде женины с жаровней.

     Над фигурой Зимы в картуше художник написал портрет русского крестьянина, поражающий своей жизненной правдивостью. Это один из безымянных строителей дворца: характерно русское лицо, умный пристальный взгляд, высокий лоб, обрамлённый седыми волосами, по-крестьянски расчёсанными на две стороны, седеющие усы и борода. Это несколько суровое лицо вызывает представление о тяжёлой доле талантливых русских мастеров, создававших бессмертные произведения искусства.

Плафон Буфетной («Зима»)

Запись опубликована в рубрике Декор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.