Дворец Головина (1702)
Дворец Ф.А. Головина – композиционный центр первой на Руси регулярной усадьбы.
Это было деревянное двухэтажное здание с мезонином. Этажи были разделены широкой балюстрадой, а простенки между окнами – нарядными пилястрами. Декоративная балюстрада с вазами венчала и само здание.
Первый ярус дворца был в два света, второй – в один. Окна были достаточно большими, с мелкой голландской расстекловкой и открывающейся нижней частью.
Крыльцо дворца было украшено обелисками. От него к пруду спускалась лестница, переходившая в балюстраду вокруг пруда. Балюстрады образовывали и маленькие палисадники под окнами дворца, в которых были высажены растения.
Компактный прямоугольный план и логичная ордерная схема говорит о решении дворца в духе палладианской традиции.
Дворец на гравюре Шхонебека
Дворец Головина, как и Лефортовский, представляет собой архитектуру переходного периода, т.е. хоть и порывающую со средневековьем, но ещё не принадлежащую новому времени («архитектура ученичества»).
Общими моментами с древнерусским зодчеством являются схема первого этажа, в целом типичная для посадских палат, и прямое соответствие пилястр высоте этажа.
Различий же между дворцом Головина и древнерусской архитектурой гораздо больше, чем сходств.
Главное среди них – геометрическая правильность, рациональность построения всего объёма здания. Основы этой правильности в планировке первого этажа и симметричной композиции всего здания. Благодаря этому регулярному началу, зодчий смог ввести сквозные продольные анфилады на обоих этажах.
Планировка дворца
Ещё одно отличие от старины в том, что пилястры уже не обязательно соответствуют внутренним стенам и подчиняются общей тектонической схеме фасада. Используемый в здании малый поэтажный ордер – характерная черта почти всякого национального освоения средневековьем античного наследия (ренессансные черты).
Наконец, впервые на Руси в облике парадного здания было использовано повышение центра. Главный двусветный зал, занимавший центр второго этажа и мезонин, определял аналогичную высоту и оформление внешних стен соседних помещений. Этот приём, употребляемый ради импозантности здания в целом, не характерен для зодчества XVII века, но очень типичен для архитектуры нового времени.
Реконструкция фасада
В архивных бумагах сохранилось фрагментарное описание внутреннего убранства головинского дворца 1733 года:
Крыльцо, «что от пруда» (в проходные сени)
«Крыльцо каменное. Лестница деревянная, в ней 8 окон. Двери ветхие».
Нижний этаж
Наугольная палата, «что от церкви и от пруда» (7 окон)
«Подмазка отвалилась у стен и потоку. Пол дощатый».
Палата «подле неё» (3 окна)
Сени проходные «со всходу»
«Две двери створчатые. По стенам сверху цымс штукатурной работы».
Сени, «что от пруда» (3 окна)
«Из них имеется ход в верхние палаты (лестница наверх, на одной стороне балясы). Два чулана из дубовых досок. Стены штукатурной работы».
Палата, «что от пруда» (3 окна)
«Пол дощатый. Печь шпелмовая».
Палата «от пруда» (6 окон)
«Пол дощатый. Печь шпелмовая».
Сени, «что от лошадиной школы»
«Чулан деревянный, в нём окон в свинец 3. Потолок холстом подбит. Пол дощатый. Нужник».
Палаты «по левую сторону со всходу от сеней» (5 окон)
«Пол дощатый. Печь обращатая, камчатая, лазоревая. Потолок холстом обит. Подмазка обвалилась».
Переходы дощатые «в нижние каменные палаты»
«В них окон в свинец 3. Пол дощатый. Трои двери, в т.ч. одних нет, а другие створчатые большие».
Дворец Головина на картине А. Бенуа
Верхний этаж
Палаты, «что от пруда и от церкви» (7 окон)
«Пол дощатый косящатой. Печь шпелмовая. Стены и потолок штукатурной работы».
Палаты, «что от лошадиной школы» (9 окон)
«Пол косящатой. Печь шпелмовая, васильковая. Подмазка у потолка обвалилась».
Палаты «по ту же сторону» (3 окна)
«Пол дощатый. Печь шпелмовая. Подмазка у стен и потолку обвалилась».
Зал (10 окон больших и 10 малых)
«Двери на петлях и на подставках железных. Пол дощатый. Потолок холстом подбит».
Палаты, «что от пруда» (7 окон)
«Пол косящатой. Печь шпелмовая. Дверь сукном красным обита».
Палаты, «что от лошадиной школы» (8 окон)
«Пол косящатой. Печь шпелмовая».
Лестница (из зала на третий этаж)
Переходы, «по которым ходят в верхние палаты» (2 окна)
«Три шандалы, деревянных, резных. Пол дощатой».
Запись опубликована в рубрике
Фаворитов. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.