Таланты именно этой парочки способны растопить лед недоверия наших соотечественников к компактвэнам.
Редкие птицы
Лично у меня слово «отличник» не вызывает восторга еще со школьной поры. Ведь учатся на одни пятерки, как правило, занудные зубрилы, с которыми ни о чем и не поговоришь толком, кроме домашнего задания. То же самое можно сказать про большинство современных компактвэнов. Разносторонне одаренные — вместительные, с хорошей обзорностью и командирской посадкой, они оказываются либо скучными в управлении, как «Рено-Сценик», или просто неоправданно дорогими, как «Тойота-Королла-Версо», «Хонда-FR-V» или «Фольксваген-Туран». Наоборот, яркий по дорожным повадкам и вполне доступный по цене «Форд-Фокус-Си-Макс» разочаровывает тесным по меркам современных компактвэнов салоном.
Единственным приятным исключением до поры оставался «Опель-Зафира», который не словом, а делом доказывал, что на однообъемники есть спрос и в стране седанов — России. А потому, когда нынешней весной на рынке появилась «Мазда-5» с 7-местным салоном и ценой от $21 900, у нас не было сомнений в выборе спарринг-партнерши для молоденькой «японки». Но признаться, забирая на тест «Опель» и «Мазду» с оптимальными 1,8-литровыми моторами и механическими коробками передач, мы и не подозревали, какими умницами-красавицами они окажутся.
Да-да, они радуют даже внешне. И «Зафира», и «пятерка» прекрасные образчики современного дизайна. Язык не повернется обозвать любую из них автобусом, и каждая, что важнее, четко вписывается в фирменную стилистическую концепцию. Румяная пышка «Зафира» — вылитая старшая сестра «Астры», эффектно раздавшаяся в бедрах. Если дизайн подтверждает технологическое родство, то по-нашему это высший класс. Точно так же хищная, почти акулья физиономия «пятерки» ничем не портит спортивный имидж «Мазды». А ведь мы имеем дело с однообъемником. Словом, браво, герры-стилисты и дизайнеры-сан.
Очень хорошее и лучшее
Все сказанное относится и к салонам. Если вам знакома индустриальная эстетика интерьера «Астры» или вы в восторге от спортивной пластики «Мазды-3», значит, внутри «Зафиры» и «пятерки» вы почувствуете себя, как в старых-добрых разношенных джинсах. Для остальных сообщаем: и дизайн, и качество отделки «Мазды» и «Опеля» заслуживают лишь похвалы. Минимальные зазоры между панелями, достойное качество отделки или, на крайний случай, ее удачная имитация — скажем, тот же местами жесткий пластик торпедо «Мазды» все равно выглядит по-дорогому мягким. Так что бюджетного подхода в салоне демократичных компактвэнов не найдешь днем с огнем.
А вот по части эргономики — то есть реального удобства — «Зафира» понравилась все же чуть меньше. И винить в этом нужно опять же родственников. Откровенно неудобный блок кондиционера, знакомый владельцам «Вектры», и слишком маленькие для компактвэна зеркала — чувствительные ложки дегтя.
«Мазда», на наш взгляд, безгрешна. Особенно хочется похвалить те нюансы, за которые «Опель» пришлось пожурить: огромные зеркала и суперудобный климат-контроль, с которым легко находишь общий язык, даже когда на 150-ти несешься в левом ряду. Единственное, на что могут пожаловаться пассажиры, — отсутствие карманов и подлокотников на дверях заднего ряда. Что поделаешь, проблемы конституции — двери-то сдвижные, карманы и подлокотники в них сделать невозможно. К тому же удобство сдвижных дверей в толчее на стоянке супермаркета в любом случае перевешивает.
Новый стандарт
Десять лет назад компактвэн представлял собой чуть более удобный в эксплуатации 5-местный автомобиль «гольф»-класса. Но именно «Зафира» первого еще поколения показала дальнейший путь развития маленьким однообъемникам — 7-местный салон. И теперь по пути «Опеля» потянулись остальные. В самом деле, запас карман не тянет, и семь в любом случае лучше, чем пять. Вот почему нас в первую очередь интересовал именно третий ряд сидений.
И надо сказать, несмотря на то, что «галерку» компактвэнов часто называют исключительно детской, на самом деле там сможет разместиться и человек ростом 1 м 85 см. Конечно, сама скамеечка довольно узкая и по комфорту не идет ни в какое сравнение со вторым рядом сидений, но запас в ногах и над головой есть. Так что выдержать там час-полтора до дачи не вопрос. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Во втором ряду и «Зафиры», и «Мазды» достаточно места для троих взрослых пассажиров. По крайней мере, ширина салона это позволяет. Другое дело, что откровенно двухместная формовка дивана подразумевает два, зато очень комфортабельных, места с центральным подлокотником.
Больше чемоданов!
Конечно, при 7-местной компоновке говорить о каком-то багажнике даже неудобно. В узкую щель между третьим рядом сидений и пятой дверью, кажется, и мышь не проскользнет. Зато в 5-местном варианте и «Мазде», и, в особенности, «Опелю» есть чем похвастать. «Зафира» превосходит соперника, что называется, по всем статьям — пусть не намного, но все-таки очевидно. Преимущество не только в полезном объеме багажника, но и в его конфигурации. Большая высота до шторки позволяет разместить в «Зафире» три здоровенных чемодана. А если сложить и второй ряд, количество чемоданов можно увеличить… втрое! И это по высоте подголовников, то есть не жертвуя обзорностью. Браво! «Мазда» проигрывает и по погрузочной высоте, и по размеру диагонального проема пятой двери. И победа «Опеля» по части грузоподъемности была бы полной, если б не одно обстоятельство.
Дело в том, что манипуляции с сиденьями в «Зафире», скажем так, сложны для понимания. Представьте, чтобы убрать или, наоборот, достать третий ряд сидений, вам придется поднимать подушки дивана второго ряда, потом складывать спинку, следом задвигать все это хозяйство вперед и лишь после этого доставать спрятанные в полу кресла. А теперь все в обратной последовательности. Минуту-две провозитесь гарантированно. В «Мазде» та же самая операция не отнимет и 10 секунд. Просто потянули за рычажок, и «пятерка» стала 7-местной. Японцы, видимо, очень хорошо изучили «опелевскую» систему складных кресел «7-Флекс» и сделали ее гораздо более удобной. Молодцы!
Только хорошее
Но еще приятнее, что комфортабельный салон обоих автомобилей дополняется и комфортом на дороге. Скажем, подвеска «пятерки» даже помягче, чем у «трешки» или «шестерки». Автомобиль преспокойно глотает дорожные стыки, причем с ростом скорости повышается и плавность хода. Жаль только, что с шумоизоляцией получилось не ахти: шум от покрышек «Тойо» — основа звукового фона в салоне компактвэна. Мотор при этом практически не слышен.
В «Зафире» и подавно звук мотора воспринимается чем-то приглушенно-потусторонним — вроде и нет его вовсе. Да и подвеска порадовала удачным сочетанием комфорта и энергоемкости. При том, что за три дня поездок заставить сработать ее на пробой нам так и не удалось, так еще и нареканий по плавности хода предъявить не представляется возможным.
Приятная неожиданность
Принято считать, что 1,6-литровый бензиновый мотор оптимален для «гольф»-класса. Соответственно, более тяжелым компактвэнам, построенным как раз на базе моделей категории С, идеально подойдет чуть более мощный 1,8-литровый агрегат. Такие машины и побывали на нашем тесте. Правда, при равном рабочем объеме «Зафира» мощнее «Мазды» аж на 25 л. с. Существенная разница. Вот только на деле порой казалось, что преимущество в лошадиных силах на стороне… «Мазды». Настолько откровенно высокооборотным оказался характер «опелевского» мотора. На светофоре быстро привыкаешь поигрывать педалью газа, искусственно повышая обороты, — иначе уверенного старта не получится. И лишь когда стрелка тахометра переваливает за 4000 об/мин, начинает прослеживаться преимущество дополнительных «лошадок». На скоростях 140 км/ч и выше «Зафира» заметно темпераментнее, да и уверенный выигрыш в максимальной скорости не должен удивлять.
Зато «Мазда» гораздо удобнее в городе — двигатель уверенно тянет практически с холостых оборотов. Впрочем, с обгонами на шоссе тоже проблем нет. И это несмотря на скромные, казалось бы, 115 л. с. Причем динамичной «пятерка» остается, даже если в салоне пятеро взрослых — до 140–150 км/ч по меньшей мере. Словом, у «Мазды» отличный мотор.
Не разочаровали и тормоза. На обоих автомобилях стоят дисковые механизмы как спереди, так и сзади, так что резких замедлений с высоких скоростей компактвэны не страшатся. Вполне добротно работает и ABS, которая не вмешивается в действия водителя раньше времени. Единственная претензия — легкий боковой увод при торможении со 140–160 км/ч. Впрочем, к семейным компактвэнам нельзя все же подходить с мерками спортседана от БМВ.
План по кайфу
Мы не раз хвалили «Астру» за управляемость. А теперь представьте, что в нее загрузили четверть тонны балласта и повысили центр тяжести. Как, по-вашему, должна измениться управляемость такого автомобиля? А вот и не угадали — по крайней мере, никаких бросающихся в глаза перемен к худшему в характере «Зафиры» мы не обнаружили. У этого компактвэна великолепно настроенный усилитель руля и очень сноровистое шасси. «Зафира» исподволь разжигает темперамент водителя, заставляя проходить повороты активнее. При этом она послушна и смиренна на скоростном шоссе, где не беспокоит водителя рысканиями и вертикальной раскачкой на 160 км/ч. Словом, для маленького автобуса «Опель» управляется на твердую пятерку.
Не посрамила честь донорского шасси от «Мазды-3» и «пятерка». В отличие от младшей сестры, у нее, быть может, не столь тугой руль, но предъявить ему претензии в неинформативности — значит покривить душой. Автомобиль, не задумываясь, можно сказать, с радостью меняет траекторию движения, демонстрируя надежный характер на скоростной прямой. А поперечные крены в поворотах гораздо ниже ожидаемых. Приятно, когда по определению неспортивные автомобили могут доставлять радость от вождения.
Почти отлично
Результаты обоих компактвэнов в краш-тестах «ЕвроNCAP» не могут не радовать. И «Опель», и «Мазда» заработали максимально возможные пять звездочек. Так что сомнений в оценке за безопасность «Мазды» у нас не возникло — конечно же, отлично. Ведь даже базовое исполнение «пятерки» включает шесть подушек безопасности и ABS. А начиная с комплектации «Туринг», список оборудования дополнится трекшн-контролем и системой динамической стабилизации. Прекрасный пример для подражания.
В стандартное оснащение «Опеля» также входят ABS, фронтальные и две боковые подушки безопасности. А вот за надувные «занавески» нам предлагают доплатить $800. Причем раскошелиться придется и покупателям простенькой версии «Эссенша», и тем, кто нацелился на топ-вариант «Космо». Непорядок. Особенно учитывая тот факт, что именно «занавески» помогли «Зафире» завоевать пять «евронкаповских» звездочек. А раз так, то полбалла с заслуженной пятерки «Опеля» мы вынуждены снять.
Не все так шоколадно
Прайс-лист на «Зафиру» начинается с весьма аппетитных $19 990. Заманчиво, ведь за эту сумму вам предлагают 7-местный автомобиль с неплохим оснащением средствами безопасности и электропакетом. Казалось бы, доплати $1000 за кондиционер да живи и радуйся. Проблема лишь в том, что «Зафира-Эссенша» подразумевает слабенький 1,6-литровый двигатель мощностью 100 л. с. Для полуторатонного автомобиля его возможностей хватает только в том случае, если колесить по городу в одиночку. Но если использовать по назначению все семь мест, да еще и наведываться на загородные шоссе, то гораздо интереснее выглядит 1,8-литровый «Энджой» за $22 690. Да и сама комплектация богаче. Здесь не только 140-сильный мотор, но и кондиционер, и CD-магнитола, и обогрев сидений. Даже добавив такие необязательные, зато весьма эффектные легкосплавные колеса и окраску металликом вы останетесь в пределах 23 тысяч. Другими словами, в стане 7-местных компактвэнов «Зафире» просто нет равных по цене.
Ведь 7-местная «Мазда» стоит минимум $23 900 (на $2000 дешевле пятиместный вариант). Но несмотря на оптимальный набор средств пассивной безопасности и безусловно талантливый 1,8-литровый мотор, такую «Мазду» — без кондиционера, металлика и с одним лишь приемником — вы покупать не будете. Эти опции плюс CD-магнитола и борткомпьютер поднимут цену на $2150 — вот и перевалили за 26 тысяч. Колеса из легкого сплава и тонированные задние стекла увеличивают цену еще на 700 «зеленых». И всего ничего осталось до стоимости 2-литровой «Мазды»… Цена на уровне «Короллы-Версо» безусловно лишает «Мазду» изрядной доли обаяния. И даже трехлетняя заводская гарантия не выглядит решающим преимуществом над «Зафирой», с ее 24 беззаботными месяцами.
Мы решили: не будет большой ошибкой назвать «Зафиру» и «Мазду-5» одними из лучших, если не лучшими на сегодняшний день компактвэнами. Таланты этих автомобилей простираются гораздо дальше, чем удобство входа/выхода, командирская посадка и запас пространства над головами пассажиров. У обеих еще и просторный 7-местный салон, вместительный багажник, яркая внешность, очень хорошая динамика и управляемость, высокая пассивная безопасность. Чем не портрет идеального семейного автомобиля? Более того, «Зафира» смогла устоять перед соблазном и не назначить за свои услуги непомерную цену. Да, конечно, порядка $23 000 за оптимальный 140-сильный «Энджой» не кажутся демпингом. Но ведь аналогично оснащенная «Астра» сэкономит вам не больше $1500–2000. А она отнюдь не такая удобная при перевозке объемной поклажи, да и мест у нее всего лишь пять. Так что именно «Зафира» (средняя оценка 4,5) оказывается победителем нашего теста.
А вот пятерка в индексе «Мазды» (средняя оценка 4,3), к сожалению, не относится к цене. Будучи на $3000–4000 дороже «Зафиры», она не предъявляет ровным счетом никаких веских причин для столь солидной переплаты. Японское качество? Спортивный имидж? Новизна модели? Будет вам. Увы, разносторонне одаренную «пятерку» при нынешних ценах скорее всего ждет незавидная судьба «Короллы-Версо» и FR-V — а именно, в отчетах продаж оттенять отличные результаты хитовых «Короллы» и «Сивика».