Адмиралтейство (1704)

     Строительство Адмиралтейства началось по указу Петра I на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы – 5 ноября 1704 года. Адмиралтейство строилось не только как верфь для производства кораблей, но и как крепость для оборонительных целей. Петербург родился в условиях ведения Северной войны. Адмиралтейство, также как и Петропавловская крепость, служило для защиты территорий, отвоеванных у шведов.

 Адмиралтейство в начале XVIII века

     Петр I сам искал место для новой верфи. Вместе с А.Д. Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину, – это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой. Строительство длилось всего один год, 29 апреля 1706 года на воду был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

     Первоначально Адмиралтейство сооружалось традиционно, композиция напоминала московские промышленные сооружения (дворы Печатный, Литейный и т.д.), но, в отличие от них, Адмиралтейство не было замкнуто, а открывалось в сторону Невы.

Первое здание адмиралтейства

     Строительными работами руководил А.Д. Меншиков, которому помогали петербургский обер-комендант Брюс и олонецкий комендант Яковлев. Длина новой крепости-верфи составила425 метров(200 сажен) вдоль берега, ширина (глубина)213 метров(100 сажен). Петр I лично участвовал в разработке проекта Адмиралтейства.

     Адмиралтейство в плане представляет собой – гигантскую букву «П», обращенную широким открытым двором к Неве. Нижний ярус занимал Адмиралтейский приказ – предшественник Адмиралтейской коллегии и морского министерства. У невского берега были построены десять эллингов, стапеля для постройки кораблей, кузницы, сараи и др. С южной стороны вход украшала высотная постройка, в которой размещалась «государева контора».

     Верфь-крепость была построена по всем правилам фортификации того времени. Эллинги, мастерские, амбары, кузницы и другие здания, предназначенные для кораблестроения, были окружены высоким земляным валом с пятью бастионами: три из них на середине и по концам длинной южной куртины, а два у Невы, на обеих оконечностях коротких куртин. На бастионах были установлены корабельные пушки. Посередине внутреннего двора проложили поперечный канал, по которому корабли спускались на воду.

План адмиралтейской крепости

     Перед крепостным валом вырыли сухой ров. В центре южной куртины были построены ворота со «шпицем». Через ров к воротам перебросили подъемный мост. С трех сторон было устроено пространство, свободное от застройки для лучшего обзора окрестностей, – гласис, который в народе называли Адмиралтейским лугом. Гласис простирался до самой реки Мьи (Мойки) и служил также противопожарным целям.

     Сначала Адмиралтейство представляло собой одноэтажные мазанковые корпуса, перекрытые высокими крышами. Гладкие стены были прорезаны простыми по форме оконными проемами. Недалеко от Адмиралтейства находился канатный сарай, канатная баня и пеньковый амбар.

     К 1722 году Россия имела один из сильнейших флотов в Европе. Почти все корабли строились на эллингах петербургского Адмиралтейского двора. В петровское время с его стапелей сошли на воду 262 судна, в том числе 23 линейных корабля. Петр I принимал участие в проектировании судов, а так же лично работал на верфи в должности главного мастера «баса», получая соответствующее жалование.

Адмиралтейство в середине XVIII века

     Адмиралтейство выполняло не только функции крепости и верфи, но и играло роль погранично-сторожевого поста. Здесь в специальный журнал записывались суда, проходившие мимо по Неве. Записывались названия кораблей, имена шкиперов, грузы. Так же в Адмиралтействе размещалась русская школа, где осваивали грамоту будущие судостроители и высшее морское начальство.

     Весной 1719 года были расширены и перестроены в камне «мастерские палаты». Достройку Адмиралтейского шпиля поручили голландцу «шпицных и кровельных дел мастеру» Герману ванн Болесу, который незадолго до этого соорудил шпиль Петропавловского собора.

Рынок на лугу перед Адмиралтейством (1725)

     Адмиралтейский шпиль был обит железом, а башню, где размещалась «государева контора», украсили деревянными колоннами, кронштейнами и четырьмя фигурами орлов.

     В 1730-е годы было возведено каменное здание Адмиралтейства. Архитектор Коробов сохранил его прежнюю форму, но украсил главный корпус позолоченной башней, высота которой достигала 72 метров.

Запись опубликована в рубрике Казённые дома. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.