Конклюзии

     Конклюзия – синтетический жанр эпохи барокко, пришедший из Европы через украинское посредничество. С хронологической точки зрения конклюзии предшествовала икона с клеймами и икона с композицией типа «древо».

     Для жанра конклюзии, основанного на соединении литературы и живописи, характерно сочетание графической аллегорической композиции с текстом, в котором содержался комментарий к рисунку. Текст мог находиться на лентах, в картушах, выходить из уст героев, концентрироваться в нижней части листа или рядом с изображаемыми персонажами (как на иконе), сопровождать микросюжеты. По мнению исследователей, конклюзия как жанр близка к жанру «курьёзных виршей», характеристикой которых было наличие «курьёза», т.е. забавной замысловатой загадки.

     Как правило, в создании конклюзии принимали участие автор текста и художник (например, конклюзия Гедеона Вишневецкого, гравированная И.Ф. Зубовым, конклюзия Феофила Кролика и Василия Гоголева, гравированная И.Ф. Зубовым и М.Д. Карновским и т.д.).

     Существовали разные типы конклюзий: подносные листы-панегирики, эпитафии, программы диспутов.

«Конклюзия Обидовского» (гравирёр Щирский, 1691)

«Конклюзия Кариона Заулонского» (1693)

«Конклюзия Феофила Кролика о победах в Северной войне» (гравёры Карновский, Зубов, 1707-09)

Конклюзия на Полтавскую битву (1709) 

«Конклюзия Кантемира» (гравёр Зубов, 1712)

«Конклюзия Афанасия Заруцкого» (гравёр Тепчегорский, 1717)

«Конклюзия пресветлому царскому Богом сопряжённому союзу» (гравёр Зубов, 1715)

«Конклюзия о престолонаследии» (гравёр Зубов, 1717)

«Конклюзия о престолонаследии» (эмальер Мусикийский, 1717)

«Конклюзия о коронации Екатерины» (гравёр Зубов, 1724)

Запись опубликована в рубрике Гравюра. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.