Коронация Екатерины Алексеевны (1724)

     7 мая 1724 года состоялась церемония венчания на царство супруги Петра I Екатерины Алексеевны (урождённой Марты Скавронской).

     Ещё в ноябре 1723 года Пётр издал манифест, в котором для объяснения причин, побудивших его венчать на царство Екатерину, указывал на её заслуги и ссылался на примеры византийских императоров и государей Западной Европы, также уже венчавших своих супруг. Вслед за изданием манифеста стали приготавливать для царского помещения покои в Кремле, где 20 лет никто не жил. Однако болезнь императора заставила отложить коронование до весны.

     Из Петербурга, под конвоем 12 гренадёров под командой офицера, была привезена новая императорская корона, украшенная жемчугом, драгоценными каменьями, числом 2564, и огромным рубином, над которым высился бриллиантовый крест.

     Корона Екатерины была первой в России короной европейского образца.

 Корона Екатерины

     Успенский собор был отделан заново; пол был устлан золотыми коврами, в паникадила вставлены золочёные свечи. Посреди храма на большом возвышении с 12 ступенями, поставлены были два престола древней работы, украшенные дорогими каменьями: один для государя, а другой для государыни. Над престолами возвышался балдахин, роскошно убранный золотом с чёрным вышитым орлом. Вправо от возвышения были устроены места для царевен и герцогинь Мекленбургской и Курляндской и для герцога Голштинского.

     Церемония тонко сочетала в себе древние традиции коронаций московских царей и ряд нововведений.

     Торжественное шествие в собор, при звоне колоколов и музыке всех полков, расположенных на площади, открывал отряд лейб-гвардии. Затем шли 12 пажей царицы, 4 денщика царя, церемониймейстер Шувалов с депутатами от провинций и генералитетом, государственный маршал Толстой с серебряным жезлом и в сопровождении двух герольдов. Далее несли порфиру императрицы, державу, скипетр и корону, которую нёс граф Брюс. Порфира Екатерины была сделана из золотой парчи, усеянной двуглавыми орлами и подбитой горностаем.

 Шествие в Успенский собор во время коронации 1724 года

     За регалиями шёл государь в кафтане небесно-голубого цвета, собственноручно вышитом императрицей серебром, в красивых шёлковых чулках и в шляпе с белым пером. За ним следовала императрица в богатейшем платье и в головном уборе, украшенном жемчугом и драгоценными каменьями. Шлейф её несли 5 статс-дам. Герцог Голштинский вёл государыню под руку. Далее следовали статс-дамы и придворные кавалеры. Шествие замыкал другой отряд лейб-гвардии.

Наряды, в которых Пётр и Екатерина были 7 мая 1724 года

     На паперти собора государя и государыню встретило высшее духовенство. В соборе император, взяв супругу под руку, возвёл её на трон. С трона их величества милостиво поклонились всем присутствовавшим. Император отдал шляпу князю Меньшикову и подал знак императрице сесть на приготовленное для неё место, но она, по словам современника, не хотела сделать этого до тех пор, пока не сел сам император.

     Началось священнодействие. Когда императрица произносила «Символ веры», а архиерей потом прочитал молитву «Господи Боже наш, Царю царствующих», императору поднесли мантию, и он при помощи ассистентов возложил её на императрицу.

     Далее сам император, а не высшее духовное лицо, как ранее, возложил на свою супругу корону (которую ему подали архиепископы Феодосий и Феофан) и вручил ей в руки державу. Затем он сам подвёл императрицу к Царским вратам для священного миропомазания.

     Когда на государыню возлагалась корона, а затем при миропомазании и приобщении, каждый раз по сигнальному выстрелу из пушки, стоявшей у двери собора, делали залп из всех орудий, находившихся в городе, и гремели выстрелы полков, расположенных на площади.

Коронование Екатерины Петром I (медаль)

     Из собора государь вернулся во дворец, а нововенчанная императрица направилась в Архангельский собор. Князь Меньшиков бросал в это время народу золотые и серебряные жетоны. По окончании молебствия в Архангельском соборе императрица в парадной карете направилась в Вознесенский монастырь, откуда возвратилась во дворец. Возле кареты верхом ехали генерал Ласси и два герольда и бросали в народ золотые и серебряные медали.

     В этот же день происходил царский обед в Грановитой палате. Государь и государыня сидели под балдахином на правой стороне залы против дверей. Посуда и весь прибор за царским столом были из чистого золота. После первой перемены блюд князь Меньшиков раздал всем присутствовавшим большие золотые медали.

Карета Екатерины во время коронации 

     Народу был отдан большой жареный бык, стоявший пред дворцом среди площади на высоком помосте (ритуал, восходящий к обычаям Вавилона). По бокам помоста устроены были два фонтана, бившие белым и красным вином. Обед продолжался около двух часов. Вечером весь город был иллюминирован.

     На другой день государыня принимала поздравления.

     10 мая был народный  обед, а вечером был произведён великолепный фейерверк.

     В самый день коронования не было обнародовано никаких милостей, но по случаю её, 27 апреля и 18 мая, были изданы указы, которые предоставляли отсрочки в уплате недоимок денежных сборов, провианта, фуража и казённых долгов.

     В половине июня царственная чета вернулась в Петербург.

Запись опубликована в рубрике Церемониал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

на правах рекламы

• На сайте 7zz.ru вы можете заказать создание CMS маркетплейса на базе 5CMS