Скульптуры Большого каскада Растрелли

     Барельеф «Вакханалия» (1721)

     Теме победы России в Северной войне были посвящены 9 аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе. В марте 1721 года отлитые из свинца барельефы были установлены на каскаде.

     До 1941 года на одном из уступов западной лестницы Большого каскада сохранялся барельеф с подписью скульптора. На барельефе изображена сцена вакханалии. В центре стоит широкая ваза, из которой вырываются языки пламени и густыми клубами поднимаются пары. Над вазой склонился полуобнажённый юноша, изо всех сил раздувающий пламя. За его спиной изображена пышногрудая вакханка. Позади видна грузная фигура рухнувшего ниц бородатого фавна. Справа и слева – фавны и амуры. Их расслабленные тела и обмякшие лица говорят о полном опьянении. Барельеф отличается пластичностью моделировки, смелостью ракурсов, естественностью поз и жестов.

     Возможно, что сюжет барельефа трактовался как аллегорическая сатира на захватчиков, опьянённых лёгкими успехами и наказанных за самомнение.

Барельеф Большого каскада «Вакханалия»

     Проекты статуй Нептуна и Амфитриты (1721)

     Растрелли предлагал исполнить также две крупные скульптуры для полукруглых постаментов в ковше Петергофского Большого каскада. Он сделал эскизы, но заказ был передан в Англию. Это были декоративные статуи Нептуна и Амфитриты, близкие к фигурам на фронтисписе «Устава морского».

     Скульптор представил владык вод полулежащими на груде туфа с трезубцами в руках. Их головы украшены венками из морских растений. Разделённые широкими уступами среднего каскада, статуи были связаны между собой композиционно и как бы плыли навстречу друг другу.

Фигуры на фронтисписе «Устава морского» 

     Маскароны «Вакх» и «Нептун» (1724)

     В мае 1724 года Растрелли вновь работает над декором Петергофского Большого каскада. По рисунку архитектора Земцова он отливает два крупных маскарона с орнаментом – «Нептун» и «Вакх».

     Головы мифологических богов вписаны в фигурные картуши, очертания которых строго соответствуют архитектурному обрамлению. При этом, верхняя часть картуша, в виде обращённых друг к другу волют, перекликается с лучковым изгибом карниза. Головы Нептуна и Вакха трактованы очень живописно. Особенно эффектна сочная лепка морской травы в волосах владыки вод и виноградных листьев у Вакха.

     Несмотря на невысокий рельеф, скульптор сумел достигнуть в лепке маскаронов глубоких светотеневых контрастов, что придаёт им особую динамичность. Сосредоточенные, напряжённые лица Вакха и Нептуна с открытыми ртами, и которых бьёт вода, образно подчёркивают начало движения пенистых потоков, бурно устремляющихся по уступам каскадов. Растрелли совместно с Земцовым нашли то единственно точное и гармоничное соотношение архитектуры, скульптуры и движения воды, которое делает маскароны художественной доминантой водопадных ступеней каскада.

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.