Бюст неизвестного работы Растрелли (Автопортрет)

     В 1732 году Б.-К. Растрелли создаёт бронзовый бюст «Неизвестного».

     Изображённое лицо долго оставалось загадкой. Было высказано предположение, что это портрет графа Я.В. Брюса, известного военного деятеля и учёного петровского времени. Но сравнение герба, помещённого на постаменте бюста, с гербом Брюса опровергло это мнение. Длительные поиски владельца герба не дали никаких результатов, и портрет вошёл в историю искусства под названием «Бюста Неизвестного».

     Есть основания предполагать, что перед нами – автопортрет скульптора. Создание автопортретов скульпторами и живописцами не было новостью в западноевропейском искусстве. Растрелли, гордый своей родовитостью и талантом, несомненно, мечтал запечатлеть себя, не уступая в этом отношении ни знатнейшим петровским вельможам, ни известным европейским ваятелям.

Бюст неизвестного (Автопортрет)

     Герб является ключом для расшифровки бюста. Его геральдические детали указывают на возможную принадлежность его Растрелли («графский» шлем с тремя перьями, «итальянский» овальный щит, восьмиугольные звёзды, бывшие на гербе миланских Растрелли).

Герб на бюсте

     Обращает на себя внимание и расположение подписи скульптора. Она сделана крупными буквами и читается сразу же при первом взгляде на бюст. И в данном случае воспринимается как автограф под автопортретом.

Подпись Растрелли

     Предположение подкрепляется также сравнением бюста с портретом сына скульптора – архитектора Ф.-Б. Растрелли, исполненным живописцем П. Ротари. У отца и сына можно отметить определённое сходство в структуре лица, верхней губы, глаз, в ширине переносицы, форме подбородка, складе рта, в короткой шее, определяющей одинаковую для них посадку головы.

     Бюст Растрелли показывает, что скульптор всё дальше шёл по пути реалистического освоения натуры. Он достиг исключительной силы психологического проникновения и глубокой художественности трактовки образа. Конечно, здесь немалую роль могли играть автобиографичность произведения и отсутствие скованности, которую обычно налагает исполнение заказного портрета.

     Бюст отличается, прежде всего, своей простотой. Здесь нет ни рыцарских лат, ни мантий, ни орденских знаков, которые были обязательной принадлежностью каждого парадного портрета. Скульптор изобразил себя в костюме дворянина среднего достатка. Он одет в гладкий без всякого узорного шитья кафтан; полы его широко распахнуты, виден застёгнутый камзол. Шея плотно повязана галстуком с кружевными кистями. На плечи накинут плащ, отороченный бахромой и закрывающий руки и спину. Единственная пышная деталь бюста – высокий, взбитый большими кольцами парик. Локоны парика ниспадают волнами на плечи, вместе с плащом как бы образуя раму лица.

Бюст неизвестного

     Растрелли представил себя нисколько не идеализируя: немного тучным, немолодым и уже усталым человеком. Печально смотрят большие внимательные глаза. Резкая складка прорезала переносицу, и две морщинки пролегли над ней между густыми красивыми бровями. Глубокие линии идут к плотно сомкнутому рту с чуть опущенными углами; нижняя несколько поджатая губа выдаёт самолюбие и гордость. Высокий с крутым выступом лоб подчёркивает незаурядную интеллектуальность. Психологическая характеристика раскрывается при рассмотрении бюста со всех точек. В профильном повороте обращает на себя внимание выражение упорства, ума и уверенности. Это впечатление создаётся линией лба, прямым, чуть вздёрнутым носом. Но здесь заметны и признаки возраста – старческие морщины у края глаза.

     Во всём облике, в повороте головы, во взгляде очень тонко подчёркнуто достоинство знающего себе цену художника. Вместе с тем, в нём передано чувство затаённой неудовлетворённости.

     Этот бюст Растрелли был не только новым достижением в смысле психологической углублённости образа, он отмечен дальнейшим усилением лаконизма формы и отточенностью мастерства. Даже такой характерный для барочного портрета элемент, как разорванный силуэт, сведён здесь к мягкому живописному контуру.

     Моделировка форм лица замечательна плавностью переходов, создающих впечатление живой трепетности. С особым, можно сказать, бравурным блеском вылеплен плащ – наиболее пластичная часть портрета. Как и в бюсте Петра, в автопортрете Растрелли использованы разнообразные приёмы ювелирной отделки деталей: здесь и углубления кружев, и прорези бахромы, обшивки камзола и обметки петель, и графическая прорисовка волос парика.

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.