Проект мавзолея Петра I работы Растрелли
Мысль о сооружении мавзолея над местом погребения Петра возникла ещё в то время, когда гроб его был перенесён из Зимнего дворца в недостроенный Петропавловский собор и долгое время стоял там в специально устроенном «фюнеральном зале» на пышном катафалке, декорированном по проекту Н. Пино.
Исполнение проектов и моделей мавзолея было поручено Пино, Браунштейну и Растрелли.
В 1725-26 годах Растрелли разработал проект грандиозного Мавзолея Петра I. По описанию в протоколе комиссии архитекторов 1733 года, деревянная модель Растрелли, в которой показаны были все «героические храбрости монарха», была украшена разнообразной декоративной скульптурой – барельефами, статуями, орнаментами. В «удобных местах» она была позолочена, побронзирована, а там, где предполагалось сделать мраморные детали, «разными красками раскрашена».
Модель погибла, но её чертежи и описания сохранились.
Проект Мавзолей Петра I – виды сбоку (слева) и спереди (справа)
Растрелли предложил построить мавзолей в виде гигантской ротоны с куполом, на двенадцати колоннах, опирающихся на массивный цоколь. Купол мавзолея увенчан световым фонарём с фигурными волютами и сложным раскрепованным карнизом. Над фонарём помещены фигуры ангелочков, возносящих в облака вензель Петра I и корону. У основания фонаря расположены четыре статуи: Мария с младенцем, Вера с крестом, Надежда с якорем в руках и Любовь. У подножия колонн мавзолея, «по углам при столпах», поставлены аллегорические статуи «царских добродетелей с четырьмя своими другинями»: Правосудия и Усердия, Мужества и Трудолюбия, Мудрости и Искусства, Милосердия и Великодушия. Аллегорические статуи добродетелей, по проекту, должны были возвышаться на особых постаментах, а изображения «другинь» располагаться у их оснований, что создавало эффектную компоновку двух фигур – стоящей и сидящей. У колонн, фланкирующих вход под сень, также помещались статуи святых, как бы указующих на саркофаг.
Саркофаг – вид сбоку (слева) и спереди (справа)
Наверху саркофага покоилась мраморная фигура усопшего Петра с дубовым венком на голове, накрытого царской мантией. Над Петром изображена фигура крылатой Славы, «его дела трубою гасящей». Перед саркофагом с рельефом государственного орла стояла фигура скорбящей России, а ниже находилась эпитафия Петру. Посереди боковых стенок саркофага помещались большие щиты, завершённые рыцарскими шлемами и обрамлённые флагами, вымпелами, якорями и другими «победоносными знаками». На одном щите надпись должна была повествовать о создании флота, на другом – об организации регулярной армии. По сторонам щитов скульптор намечал расположить восемь барельефов – четыре из них посвящались флоту: строительству галер и парусных кораблей, изображению идущих в море флотилий. Темой других четырёх барельефов были: артиллерия, ведущая стрельбу, построение крепости, строй пехоты и кавалерии. Высокий фигурный постамент под саркофагом был декорирован шестью барельефами. На них скульптор запечатлел «виктории» – под Лесным, Полтавой, Калишем – и «знатные плоды флота российского» – морской бой при Гангуте, взятие семи шведских кораблей при Гренгаме и объединённый поход датской, голландской, английской и русской эскадр под командованием Петра – «Правление четырёх флотов». На постаменте также намечалось сделать надписи «о введении разных учений и мастерстве», поместить вид «царствующего Санктпитербурха», а по сторонам его изображения глобуса, подзорных труб и другие «философские инструменты». На цоколе ротонды Растрелли разместил серию меньших рельефов – взятие городов и крепостей «с надписанием имён».
Оформление столпа Петропавловского собора (1725)
В едином комплексе с Мавзолеем, по проекту Растрелли, должны были декорировать четыре столпа Петропавловского собора. Их оформление явилось бы своеобразным синтезом живописи и скульптуры. На столпах помещались большие и малые живописные полотна, а по сторонам статуи цикл картин и «надписаний» должен был рассказать о решающих моментах жизни и деятельности Петра.
Каждый стол по проекту следовало украсить четырьмя «планами» – картинами: большое аллегорическое полотно и над ним – разъясняющая надпись; над карнизом орнаментальная композиция, а на цоколе небольшая историческая картина.
Тема картин первого столпа – отроческие годы царя, правление боярской думы и «потешная война»; скульптуры, расположенные рядом, изображали его отца и деда. Следующий столп украшали картины венчания Петра и Екатерины и её коронации. Рядом стояли статуи царей Фёдора и Ивана Алексеевичей. Третий столп своим оформлением должен был напоминать о европейском значении мощи России. Здесь намечалось поместить полотна, аллегорически отражающие союз Петра с другими государствами и его длительные поездки за границу. Статуи великих князей Владимира и Ярослава и надписи служили указанием на то, что Пётр, стремясь к сближению с Европой, следовал давним традициям. Большая аллегорическая картина на четвёртом столпе прославляла Россию как защитницу христианских государств от турок, а малый холст отводился для показа штурма Азова. Статуи Владимира Мономаха и Ивана Грозного помещались потому, что они «победами над магометаны прославились».
Многообразное, сложное идейное и политическое содержание скульптурно-живописного убранства Мавзолея нашло своё отражение в разнообразии художественных средств, предложенных для его воплощения. Здесь должны были найти место 22 портретные и декоративные статуи, более 30 барельефов, орнаментальный декор; пластическое убранство предполагалось сочетать с живописью.
Мавзолей мог стать действительно неповторимым памятником не только Петру, но и всей его эпохе. Однако смелый замысел Растрелли не был осуществлён. В мае 1726 года, когда Екатерина I осматривала представленные проекты, она остановила свой выбор на проекте И. Браунштейна. Попытки Растрелли добиться принятия своего проекта не имели успеха.
Запись опубликована в рубрике
Монументальные сооружения. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.