Парный барельеф Петра I и Елизаветы Петровны работы Растрелли (1742)
В 1742-43 годах Б.-К. Растрелли отливает из олова погрудные медальоны-барельефы Петра I и Елизаветы Петровны.
Пётр изображён в левом повороте, Елизавета в правом. Барельефы помещены в пышные накладные рамы с рельефным изображением цепи и знаков ордена Андрея Первозванного; рамки различаются только завершениями; над портретом Петра помещён герб России, а над барельефом Елизаветы – корона, окаймлённая дубовой и лавровой ветвями. Создавая парные барельефы, Растрелли не только подчеркнул сходство Елизаветы и её отца, но поместил на её груди медальон с портретом Петром. Не отступая от традиций коронационного портрета, скульптор оттенил представительность и красоту полнеющей Елизаветы и в то же время неуловимо выразил в чертах её лица бездумность и беззаботность. В контрасте маленькой, почти кукольной головы императрицы и роскошного одеяния за общей импозантностью облика сквозит даже скрытая ирония.
![111](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/10/1114.jpg)
В барельефном портрете Петра Растрелли вновь вернулся к своей любимой теме. Со времени исполнения бюста царя прошло более 12 лет, всё явственнее становилась гигантская роль Петра в истории России. Поэтому скульптор изобразил его как «державного великана», венчанного лавровым венком. Сохраняя элементы портретности, Растрелли отбрасывает частности, подчиняя всё созданию патетического, героизированного образа. Пётр, так же, как и в бюсте, облачён в латы полководца и императорскую горностаевую мантию с рельефными гербами России. На панцире сделан барельеф: несущиеся навстречу друг другу лавины русских и шведских войск и в центре боя на коне Пётр. В этом портрете видны черты нового стиля Растрелли, его стремление найти мощные, монументальные формы, способные воплотить образы эпического размаха.
![222](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/10/2223.jpg)
Оба барельефа отличаются высокими художественными качествами. Скульптор проявил здесь острое чувство композиции, вписав крупные, чёткие по силуэту профильные изображения и оставив совершенно гладким фон. Ясность их силуэта сочетается с мягкой моделировкой формы и живописной проработкой волос парика, лат и мантии. Изображая Полтавскую баталию на панцире Петра, скульптору удалось без деталировки, лишь выявлением отдельных фигур и элементов пейзажа передать яростный порыв многолюдной битвы.
Запись опубликована в рубрике
Скульптура. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.