Конный памятник Петру I работы Растрелли (1710-40-е)

     В конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. Он создаёт несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников. Барельефы на постаменте должны были представлять главные исторические эпизоды его царствования и символизировать процветание и успехи Русского государства.

     По проекту, памятник имеет пирамидальное построение. Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком.

Проект конного монумента (1716)

     Растрелли письменно уточнил проект. На цоколе должен был помещаться большой барельеф «Полтавская баталия»; фигуры побеждённых «полоняников» служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь – из пёстрого мрамора. Многие детали монумента – барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие «уборы» предполагалось позолотить. Так скульптор ещё не знал достаточно хорошо важнейших событий петровского времени, то для овального барельефа он просил Петра самого выбрать соответствующую «историю».

     Пётр приказал скульптору приступить к исполнению монумента. Однако в своей переписке 1717 года с Меншиковым по поводу необходимых материалов и помощников Растрелли ведёт речь только об отливке лошади. Вероятно, из-за сложности работы и отсутствия больших литейных печей, он решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра.

     В сохранившейся модели великолепно переданы гордая стать и упругая поступь сильного породистого коня. В пластической трактовке форм видна особенность расстреллиевской манеры.

Деревянная модель «великого коня» (1717)

     К концу 1718 года лепка глиняной лошади была закончена и с неё готовились снять алебастровые формы. Однако, вскоре с моделью, очевидно, происходит некая неудача: о ней более не упоминается в документах, а через 4 года она исчезает и из мастерской скульптора.

     В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 года. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её  Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

     В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела76 сантиметровв высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя «Река» с четырьмя купидонами и «Земная сфера», поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главное звучание приобрело прославление «добродетели» и посрамление «зависти». Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (может быть, Невы) и Глобуса – земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и «облачают в златую обёртку», означало обновление и исправление карты мира, т.е. возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Проект установки памятника Петру I работы Б.-К. Растрелли перед зданием Коллегий (1720-е)

     Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал. Она останется у Растрелли до 1743 года. Лишь с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Растрелли получил указание вернуться к работе. При этом он переработал первоначальную модель, утверждённую Петром.

     Скульптор свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись в этом к первому проекту. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщению пластической формы.

     В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Скульптору помогали свыше 20 человек. Однако  Растрелли не увидел своё произведение отлитым в металле: 18 ноября 1744 года он умер.

     В 1745-47 годах, под руководством сына архитектора, были построены две литейные печи. К ноябрю 1747 года отливка из меди была закончена. Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

     В 1748-55 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

     В 1782 году недоделанный памятник был подарен Екатериной II князю Потёмкину и помещён им в амбаре Таврического дворца.

     В 1799 году Павел I приказывает архитектору В. Бренна поставить монумент перед фасадом Михайловского замка на «наружном дворе».

     Автор проекта постамента неизвестен. Наблюдение за его сооружением поручили Н. Давыдову, а рисунки деталей облицовки исполнил архитектор  А. Михайлов. Гранитный пьедестал облицевали тивдийским светло-красным и рускольским серовато-белым мрамором, цоколь сделали из сердобольского гранита. Одновременно у статуи была усилена железная арматура, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя «прикрыта колером», т.е. патинирована.

     На лицевой части постамента поместили надпись: «Прадеду правнук 1800 год».

     На боковых сторонах пьедестала укрепили два барельефа, вылепленные по эскизам М. Козловского и его учениками Н. Теребеневым, В. Демут-Малиновским и Н. Моисеевым, отлитые и прочеканенные В. Екимовым. На барельефах изображено морское сражение при Гангуте и эпизод битвы под Полтавой.

     На барельефе «Полтавская битва» справа – русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом – Меншиков. Над ними – парящие фигуры гениев Победы с трубами и венками. Над головой русских в облаках изображён рак – зодиакальный символ месяца, когда произошло сражение (27 июня 170 года).

Барельеф «Полтавская битва» на постаменте памятника

     На барельефе «Гангутский бой» слева на флагманском корабле – Пётр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа – пленный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. В облаках помещено изображение льва – знака июля, когда произошёл бой.

Барельеф «Гангутский бой» на постаменте памятника

     В конце лета 1800 года конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок.

     Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне. Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу – флот, полки, крепостные бастионы…

     Фигура Петра поражает гигантским сложением – мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нём одет воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

     Пётр неколебимо сидит на послушном ему коне. От всего его облика веет грозной силой и величием. Укрупнив пропорции фигуры Петра, расширив его грудь, увеличив несколько голову, Растрелли добился впечатления исполинской силы и достиг высокой правды художественного образа.

      Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику – богатырского коня. Конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.

 

     Голова Петра повёрнута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчёркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени.

     В передаче портретного сходства скульптор стремился к обобщённости. Не нарушая портретности, Растрелли усилил и подчеркнул те черты лица Петра, которые выявляют героическое, волевое начало.

 

     Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали.

     Свободно развёрнутая в пространстве конная статуя вместе с тем имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

     Растрелли добился в статуе сочетания покоя и напряжённости. Её динамика особенно ясно чувствуется при рассмотрении en face, по нарастающему ритму движения всадника и коня.

     Прекрасно обозримый издали, конный монумент вблизи увлекает тончайшими подробностями лепки, разнообразием искусно исполненных деталей.

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.