Проект Триумфального столпа (1720-е)
Полтавская победа стала не только поворотным пунктом в ходе Северной войны, но и послужила отправным моментом расцвета русского искусства. Именно в это время возникла идея воздвигнуть Триумфальный столп – монументальный памятник «сынам отечества» и целой эпохе.
В начале 1721 года, с приближением желанного мира, К.-Б. Растрелли получил царское повеление – сделать образец триумфальной колонны с изображением всех побед Петра. Прямым указанием царя было использовать в создании барельефов рисунки Мартена-младшего, Симонно, Зубова и других с видами важнейших сражений той эпохи.
Более того, в распоряжении Растрелли была «программная» гравюра Пикарта 1717 года, на которой Пётр был представлен в латах полководца, стоящий на вершине ступенчатой пирамиды, составленной из девяти удлинённых прямоугольных блоков, украшенных барельефами баталий. Над фигурой Петра была изображена гирлянда из 16 круглых рельефов (виды крепостей), обвитых лаврами.
Гравюра П. Пикарта «Пётр Первый, царь и повелитель Всероссийский» – образец для Триумфального столпа (1717)
Первая модель Триумфального столпа (вышиной 37 сантиметров) была представлена Растрелли для одобрения в 1721 году.
Триумфальный столп был задуман в виде колонны на высоком постаменте из десяти ступеней с цоколем. Колонна венчалась аллегорической скульптурной группой: Пётр-скульптор, высекающий из камня «статую, репрезентующую Россию». У основания пьедестала колонны помещалось 8 фигур «невольников», символизирующих побеждённых врагов. Ствол колонны был разделён на 8 частей – семь занимали барельефы «викторий», а восьмая, трактованная как фриз, была декорирована изображениями орлов. Круглые барельефы были расположены на пьедестале и цоколе.
Проект Триумфального столпа (реконструкция)
Восковые модели барельефов были готовы в октябре 1723 года. По указанию Петра, цилиндрических барельефов стало восемь. На них, снизу вверх, были показаны сражение при Лесной, Полтавский бой, взятие Риги, взятие Ревеля, Прутский поход, взятие Фридрихштадта, Гангутский бой и взятие Дербента. На круглых барельефах (медальонах), предназначенных для украшения постамента, Растрелли представил взятие Нотебурга, основание Петербурга, взятие Нарвы и битву при Калише.
С них предполагалось изготовить чеканные барельефы из красной листовой меди, а затем отлить по ним бронзовые барельефы-модели. Возведение самого столпа, соответственно, откладывалось до изготовления готовых барельефов.
Работу по отливке из бронзы возглавил П. Нартов. По мере изготовления медных моделей их отправляли в Арсенал, где производилась отливка. Однако при жизни Петра эта работа не была закончена (длилась до 1730 года). Более того, после смерти Петра, Нартов привлёк к работе много новых художников, отстранив при этом самого Растрелли.
За эти годы было изменено и скульптурное завершение столпа. Вместо «Петра-скульптора» Мартелли изготовил бронзовую модель статуи Петра в образе римского триумфатора. В ней ощутимы традиции мейсенского фарфора и малой пластики Франции. В отличие от скульптуры больших размеров, затейливый силуэт и общее нарочитое изящество дегероизируют здесь образ Петра.
Фигура Петра I работы Мартелли
С приходом к власти Анны Ивановны интерес двора к петровскому Триумфальному столпу угас. Неоконченные барельефы в 1735 году были сданы в Академию наук. В 1748-51 годах Нартов делает последние попытки закончить модель Триумфального столпа, но никакой помощи от Академии наук и Канцелярии от строений не получил.
Лишь в 1938 году барельефы-модели Петровского триумфального столпа были частично смонтированы для выставки произведений Растрелли в Русском музее.
Триумфальный столп в память Северной войны (примерная реконструкция)
Запись опубликована в рубрике
Монументальные сооружения. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.