Скульптуры Большого каскада Растрелли
Барельеф «Вакханалия» (1721)
Теме победы России в Северной войне были посвящены 9 аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе. В марте 1721 года отлитые из свинца барельефы были установлены на каскаде.
До 1941 года на одном из уступов западной лестницы Большого каскада сохранялся барельеф с подписью скульптора. На барельефе изображена сцена вакханалии. В центре стоит широкая ваза, из которой вырываются языки пламени и густыми клубами поднимаются пары. Над вазой склонился полуобнажённый юноша, изо всех сил раздувающий пламя. За его спиной изображена пышногрудая вакханка. Позади видна грузная фигура рухнувшего ниц бородатого фавна. Справа и слева – фавны и амуры. Их расслабленные тела и обмякшие лица говорят о полном опьянении. Барельеф отличается пластичностью моделировки, смелостью ракурсов, естественностью поз и жестов.
Возможно, что сюжет барельефа трактовался как аллегорическая сатира на захватчиков, опьянённых лёгкими успехами и наказанных за самомнение.
Барельеф Большого каскада «Вакханалия»
Проекты статуй Нептуна и Амфитриты (1721)
Растрелли предлагал исполнить также две крупные скульптуры для полукруглых постаментов в ковше Петергофского Большого каскада. Он сделал эскизы, но заказ был передан в Англию. Это были декоративные статуи Нептуна и Амфитриты, близкие к фигурам на фронтисписе «Устава морского».
Скульптор представил владык вод полулежащими на груде туфа с трезубцами в руках. Их головы украшены венками из морских растений. Разделённые широкими уступами среднего каскада, статуи были связаны между собой композиционно и как бы плыли навстречу друг другу.
Фигуры на фронтисписе «Устава морского»
Маскароны «Вакх» и «Нептун» (1724)
В мае 1724 года Растрелли вновь работает над декором Петергофского Большого каскада. По рисунку архитектора Земцова он отливает два крупных маскарона с орнаментом – «Нептун» и «Вакх».
Головы мифологических богов вписаны в фигурные картуши, очертания которых строго соответствуют архитектурному обрамлению. При этом, верхняя часть картуша, в виде обращённых друг к другу волют, перекликается с лучковым изгибом карниза. Головы Нептуна и Вакха трактованы очень живописно. Особенно эффектна сочная лепка морской травы в волосах владыки вод и виноградных листьев у Вакха.
Несмотря на невысокий рельеф, скульптор сумел достигнуть в лепке маскаронов глубоких светотеневых контрастов, что придаёт им особую динамичность. Сосредоточенные, напряжённые лица Вакха и Нептуна с открытыми ртами, и которых бьёт вода, образно подчёркивают начало движения пенистых потоков, бурно устремляющихся по уступам каскадов. Растрелли совместно с Земцовым нашли то единственно точное и гармоничное соотношение архитектуры, скульптуры и движения воды, которое делает маскароны художественной доминантой водопадных ступеней каскада.
Запись опубликована в рубрике
Скульптура. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.