Барельефы Летнего дворца
Двадцать девять барельефов выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. В большинстве барельефов фоном служит море, водные просторы с изображением петровских галер; широко использованы символика и аллегория.
Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями.
Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями».
![111](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1118.jpg)
«Минерва, окруженная военными трофеями»
Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.
![222](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/2228.jpg)
«Триумф Нептуна и Амфитриты»
На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми – Аполлоном и Дианой – пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек.
На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей – Петра-освободителя.
Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени.
![333](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/3337.jpg)
«Аполлон и Дафна»
В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.
![444](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/4445.jpg)
«Персей, побеждающий медузу»
![555](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/5554.jpg)
«Похищение Европы»
![666](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/6665.jpg)
«Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»
По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Мы знаем, что создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько.
![777](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/7774.jpg)
«Амур на Гиппокампе»
![888](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/8884.jpg)
«Диана»
![999](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/9995.jpg)
«Амур на Козероге»
![101010](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1010104.jpg)
«Похищение Европы»
![111111](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1111114.jpg)
«Похищение Амфитриты»
![121212](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1212124.jpg)
«Амур на морском льве»
![131313](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1313134.jpg)
«Амур на морском слоне»
![141414](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1414143.jpg)
«Амур на дельфине»
Среди барельефов Летнего дворца часто встречается изображение дельфина. В «Иконологическом лексиконе» Акимова, бывшем в ходу в начале XVIII века, сказано: «Через него изъясняется тишина морская, ибо дельфин выплывает только во время тихой погоды».
![111](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/1119.jpg)
Барельефы
![222](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/2229.jpg)
Барельефы
![333](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/3338.jpg)
Барельефы
![444](https://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2013/09/4446.jpg)
Барельефы
Запись опубликована в рубрике
Скульптура. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.