Городской дворец в Риге (1711)

     После взятия Риги российскими войсками под командованием фельдмаршала Шереметева, рижский магистрат в 1711 году решил подарить Петру дом, ранее принадлежавший богатому купцу Ренненбергу, умершему от чумы (ныне угол улиц Палласта и Новой). Император с благодарностью принял дар, да еще прикупил два дома по соседству, велев приступить к устройству капитальной резиденции. Уже через год, к следующему приезду в Ригу Петра, появился дворец, который стали именовать «Городским Зимним царским дворцом». В дальнейшем здание перестраивалось каждый раз перед остановкой в нём Петра, который несколько раз выкупал новые участки.

     В государственном архиве сохранилось его описание, составленное губернским архитектором Матисом Шоном. В то время это было двухэтажное здание. На первом этаже находились хозяйственные помещения и вестибюль, стены которого украшали картины с живописными пейзажами, а также стоял макет корабля. Парадная лестница вела на второй этаж. Здесь располагалась пышно отделанная большая зала с шестью большими двойными окнами и белая кафельная печь. Вся зала была выкрашена сухими красками, а потолок масляной краской. В зале висели «старой моды люстры и старой моды зеркала с вызолоченными кантами». Отсюда был прямой выход «в висячий сад, устроенный в 1722 году перед дворцом на валу». В доме всего было 19 «больших и малых покоев».

Рига в конце XVII века

     Нынешний вид дворец обрел уже после смерти Петра, в результате перестройки по проекту архитектора Васильева, работавшего под руководством Бартоломео Растрелли. При реорганизации здания, фасад, обращенный к улице Паласта, акцентировали ризалитом, увенчанным фронтоном, опирающимся на шесть пилястров.

     Судя по обмерам, дворец Петра I имел очень сложный план, образовавшийся в результате соединения в одном ансамбле нескольких го­родских зданий. Старый дом Хенненберга стоял у крепостной стены. К нему примыкала часть здания, расположенная над воротами. Главный фасад выходил на городскую улицу.

     В его композиции была выделена центральная часть двухэтажного каменного здания с пилястрами и оконными проемами, над которой рас­полагался небольшой фронтон с русским гер­бом в тимпане. Этот фасад параден и выдержан в строгих формах петровского барокко, роднящих его с петер­бургскими зданиями того же времени.

     Между окнами первого и вто­рого этажей находились небольшие лепные украшения. Здание венчала крутая крыша. Во­круг парадно решенного центра группировались остальные помещения дворца, расположенные асимметрично, в соответствии с существовав­шими здесь зданиями.

Фасад и разрез городского дворца

     Дому Хенненберга принадлежала и распо­ложенная над воротами часть здания во вто­ром этаже. Рядом с этим зданием, к юго-востоку, распола­гался дом другого жителя Риги – Брумберга. Окна этого дома, выходившие на улицу и на набережную Даугавы, находились на неболь­шом расстоянии от крепостного вала. Кроме того, дому Брумберга принадлежали помеще­ние третьего этажа над аркой ворот и части дома Хенненберга, присоединенные к дворцу в 1716 году. С северо-запада к центральному корпусу в 1721 году были присоединены еще жилые помещения (вероятно, это были дома Эверса и Германса).

     Поскольку жилой дом русской знати XVIII века не мыслился без сада, Пётр, из-за недостатка места, распорядился устроить сад во втором этаже дворца. Он располагался на массивных опорах, между дворцом и городским валом. Здесь был применен старинный русский прием устройства «верхового» сада в уровне второго этажа, на открытой террасе над Даугавой. При её устройстве на участке против дома Брумберга пришлось заделать оконные проемы до­ма, оказавшиеся под террасой. Вполне возможно, что именно с этой террасы, как отмечено в по­ходных журналах Петра I, он и Екатерина в 1721 году любовались ледоходом на Даугаве.

     На уровне второго этажа Петр велел посадить че­тыре каштана, выписанные им из Данцига в 1720 году. Два из них существовали еще в кон­це XIX века. В саду цвели пионы, белые и жел­тые нарциссы, Тюльпаны, лилии, махровая гол­ландская гвоздика и большое количество аро­матных трав (шалфей, майоран, базилика и пр.). Был и набор лекарственных трав. Такие же растения произрастали в Измайловском по­тешном саду в Москве. Висячий сад, высоко поднятый на прекрасной видовой террасе, до­минирующей над окрестностями, существует до сих пор. Терраса в петровское время была шире, при сносе крепостного вала ее уменьши­ли.

Месторасположение городского дворца

     Городской дворец Петра I в Риге впослед­ствии много раз перестраивался и поэтому со­вершенно изменил свой облик. Центральное здание вместе с домом Брумберга и въездными воротами сейчас объедине­ны в одно большое трехэтажное здание. Харак­тер его архитектуры более поздний. Изменено положение некоторых дверных проемов. Глав­ный вход, по-видимому, находится сейчас на месте бывших ворот, второй вход сохранился на месте парадного входа петровского време­ни. В то время как главный фасад был изме­нен, фасады присоединенных к дворцу зданий к северо-западу от него полностью сохранились. Внутрен­нее помещение дворца совершенно перестрое­но. Последние своды уже в наше время заме­нены плоскими перекрытиями.

Запись опубликована в рубрике Петра I. Добавьте в закладки постоянную ссылку.