Городской дворец в Риге (1711)
После взятия Риги российскими войсками под командованием фельдмаршала Шереметева, рижский магистрат в 1711 году решил подарить Петру дом, ранее принадлежавший богатому купцу Ренненбергу, умершему от чумы (ныне угол улиц Палласта и Новой). Император с благодарностью принял дар, да еще прикупил два дома по соседству, велев приступить к устройству капитальной резиденции. Уже через год, к следующему приезду в Ригу Петра, появился дворец, который стали именовать «Городским Зимним царским дворцом». В дальнейшем здание перестраивалось каждый раз перед остановкой в нём Петра, который несколько раз выкупал новые участки.
В государственном архиве сохранилось его описание, составленное губернским архитектором Матисом Шоном. В то время это было двухэтажное здание. На первом этаже находились хозяйственные помещения и вестибюль, стены которого украшали картины с живописными пейзажами, а также стоял макет корабля. Парадная лестница вела на второй этаж. Здесь располагалась пышно отделанная большая зала с шестью большими двойными окнами и белая кафельная печь. Вся зала была выкрашена сухими красками, а потолок масляной краской. В зале висели «старой моды люстры и старой моды зеркала с вызолоченными кантами». Отсюда был прямой выход «в висячий сад, устроенный в 1722 году перед дворцом на валу». В доме всего было 19 «больших и малых покоев».
Рига в конце XVII века
Нынешний вид дворец обрел уже после смерти Петра, в результате перестройки по проекту архитектора Васильева, работавшего под руководством Бартоломео Растрелли. При реорганизации здания, фасад, обращенный к улице Паласта, акцентировали ризалитом, увенчанным фронтоном, опирающимся на шесть пилястров.
Судя по обмерам, дворец Петра I имел очень сложный план, образовавшийся в результате соединения в одном ансамбле нескольких городских зданий. Старый дом Хенненберга стоял у крепостной стены. К нему примыкала часть здания, расположенная над воротами. Главный фасад выходил на городскую улицу.
В его композиции была выделена центральная часть двухэтажного каменного здания с пилястрами и оконными проемами, над которой располагался небольшой фронтон с русским гербом в тимпане. Этот фасад параден и выдержан в строгих формах петровского барокко, роднящих его с петербургскими зданиями того же времени.
Между окнами первого и второго этажей находились небольшие лепные украшения. Здание венчала крутая крыша. Вокруг парадно решенного центра группировались остальные помещения дворца, расположенные асимметрично, в соответствии с существовавшими здесь зданиями.
Фасад и разрез городского дворца
Дому Хенненберга принадлежала и расположенная над воротами часть здания во втором этаже. Рядом с этим зданием, к юго-востоку, располагался дом другого жителя Риги – Брумберга. Окна этого дома, выходившие на улицу и на набережную Даугавы, находились на небольшом расстоянии от крепостного вала. Кроме того, дому Брумберга принадлежали помещение третьего этажа над аркой ворот и части дома Хенненберга, присоединенные к дворцу в 1716 году. С северо-запада к центральному корпусу в 1721 году были присоединены еще жилые помещения (вероятно, это были дома Эверса и Германса).
Поскольку жилой дом русской знати XVIII века не мыслился без сада, Пётр, из-за недостатка места, распорядился устроить сад во втором этаже дворца. Он располагался на массивных опорах, между дворцом и городским валом. Здесь был применен старинный русский прием устройства «верхового» сада в уровне второго этажа, на открытой террасе над Даугавой. При её устройстве на участке против дома Брумберга пришлось заделать оконные проемы дома, оказавшиеся под террасой. Вполне возможно, что именно с этой террасы, как отмечено в походных журналах Петра I, он и Екатерина в 1721 году любовались ледоходом на Даугаве.
На уровне второго этажа Петр велел посадить четыре каштана, выписанные им из Данцига в 1720 году. Два из них существовали еще в конце XIX века. В саду цвели пионы, белые и желтые нарциссы, Тюльпаны, лилии, махровая голландская гвоздика и большое количество ароматных трав (шалфей, майоран, базилика и пр.). Был и набор лекарственных трав. Такие же растения произрастали в Измайловском потешном саду в Москве. Висячий сад, высоко поднятый на прекрасной видовой террасе, доминирующей над окрестностями, существует до сих пор. Терраса в петровское время была шире, при сносе крепостного вала ее уменьшили.
Месторасположение городского дворца
Городской дворец Петра I в Риге впоследствии много раз перестраивался и поэтому совершенно изменил свой облик. Центральное здание вместе с домом Брумберга и въездными воротами сейчас объединены в одно большое трехэтажное здание. Характер его архитектуры более поздний. Изменено положение некоторых дверных проемов. Главный вход, по-видимому, находится сейчас на месте бывших ворот, второй вход сохранился на месте парадного входа петровского времени. В то время как главный фасад был изменен, фасады присоединенных к дворцу зданий к северо-западу от него полностью сохранились. Внутреннее помещение дворца совершенно перестроено. Последние своды уже в наше время заменены плоскими перекрытиями.
Запись опубликована в рубрике
Петра I. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.