Петергольм в Риге (1720)
Образцом для благоустройства окрестностей Риги Петру I послужила Петергофская дорога. По его указу, здесь также была создана прогулочная дорога вдоль берега Даугавы длиной около пяти километров. Она начиналась за городской стеной и заканчивалась у высот, расположенных при впадении в Даугаву Красной Двины. Ближайшей к городу царской усадьбой на ней стал «Петергольм».
Петергольм («Первый царский сад») – первая загородная усадьба Петра I в Риге («Петровский островок», от шведского holm – речной островок). Сегодня её сохранившаяся часть является общественным садом Риги «Виестура».
В шведские времена этот пригородный район назывался «Густавсгольм». В описи середины столетия о нём сказано: «Оный расположен в той части предместья, которая состоит перед королевскими воротами цитадели и известна под именем Форбург». Пётр переименовал его, устроил парк и велел обсадить деревьями дамбу, ведущую далее, на Рейде-Двину (здесь будет усадьба Александершанц).
Месторасположение усадьбы «Петергольм»
Усадьба «Петергольм» располагалась на самом берегу реки, на плоской местности, окружённой каналами. По приёмам своей композиции она тесно связана с решениями русских дворцово-парковых ансамблей Петербурга и Москвы, а потому представляет ценный памятник русского садово-паркового искусства.
Участок занимал площадь около 13 гектарови был разделён каналом на две части: парадную и хозяйственную (с «кухонным садом»). Кроме того, вся территория усадьбы была окружена ответвлением крепостного рва.
Сад имел регулярную планировку (по образцу голландских). В нём были проведены прямые дорожки, через него проходили несколько аллей, а также каналы. В том числе в парке были поставлены несколько «монбижу» (увеселительных павильонов), были поставлены перголы (беседки, густо покрытые зеленью со всех сторон), имелся боскет (элемент французского стиля паркового искусства).
План усадьбы «Петергольм»
На генеральном плане Петергольма середины XVIII века перед дворцом показан большой партер в форме трапеции. За ним находился продолговатый пруд, который отделял от партера часть сада, состоявшую из боскетов с высокой растительностью. О ней в описи сказано: «Вертоград с большими аллеями, цветниками, бассейнами и кварталами, кои произведены разными фигурами… и заключают в себе травники (газоны) и плодовитые деревья».
В саду перечисляются: дворцовая аллея, окружающая весь сад, другая – вдоль бассейнов, а третья – перекрестная, затем так называемая «фигура» или «длинный нерегулярный четвероугольник, образующий квартал по той стороне, которая к Двине». Один из кварталов сада был окружен зеленым ходом на арках с двумя запирающимися двойными дверями. Внутри были цветники. Боскет этот носил название Итальянского сада.
Ветры с моря и сильные ледоходы постоянно повреждали растительность петергольмского сада, так что требовалось возобновление посадок. Для этих целей выписывалось большое количество деревьев и декоративных кустарников, а около сада был даже устроен питомник «Рекрутский сад» (Пётр называл запасные деревья для садов «рекрутами»).
Главная аллея (фото начала XX века)
Деревянный дворец стоял на террасе, над самой рекой. Судя по чертежам, в нём было 16 комнат. Он имел две башни, украшенные галереями, в виде выступов на углах (флигели).
Фасад и план дворца (показан без башенок над флигелями, вероятно, после перестройки)
Среди чертежей усадьбы имеется также обмер одного из служебных зданий. После сноса дворца оно оставалось единственным жилым строением усадьбы. Это двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте, простое по архитектуре, отличалось хорошими пропорциями. Архитектура фасада своими членениями ясно подчеркивала планировку внутреннего пространства. Центр и углы главного фасада были акцентированы пилястрами, средняя ось подчеркнута входом и фронтоном. На плане первого этажа показаны широкая парадная лестница и по её сторонам большие, хорошо освещенные комнаты.
Служебное здание усадьбы «Петергольм»
Петергольм служит очень интересным примером использования типовых или, как их тогда называли, образцовых чертежей. Известно, какое важное регулирующее значение имели образцовые чертежи Д. Трезиии. Настольным пособием паркостроителей петровского времени была изданная в то время и известная в России книга Леблона и Даржанвиля «Теория и практика садоводства», в которой приводился ряд примеров композиции дворцово-парковых ансамблей для различных природных условий и размеров участков. Один из таких образцов послужил отчасти примером для композиции Петергольма. Весь участок за поперечным каналом довольно близко повторял одну из композиций Леблона.
Однако постановка дворца и размещение партера являются оригинальными. Таким образом, при реальном строительстве образцовые проекты приспосабливались к природным условиям места, что приводило зачастую к новым решениям.
Типовые (образцовые) проекты имели, однако, то положительное значение, что направляли творческую мысль рядовых мастеров на путь использования примеров, принадлежавших лучшим архитекторам.
План усадьбы типичен для петровского времени. Дворец поставлен у самого берега Даугавы на широкой видовой террасе подобно тому, как расположены дворцы в Монплезире и в Дубках. Расположение партера в Петергольме, однако, менее удачно. Он ориентирован узкой стороной на центральную перспективу, что снижает эффект со стороны дворца.
Сад разделён прудом, за которым начинается совершенно самостоятельная композиция, мало связанная с придворцовой частью. Впоследствии по оси центральной аллеи через пруд был устроен переход. Сад отделялся длинным каналом от служебных построек и огорода.
Гордостью усадьбы были её прекрасные аллеи. В саду росло много голландских лип. Ароматные цветы украшали партер перед дворцом; внутри боскетов росли, так же как и в садах Петербурга, плодовые деревья.
После смерти царя усадьба перешла в ведение ратуши и стала быстро разрушаться (дворец был разобран, партер и боскет запущены). Сегодня оставшаяся часть Петергольма является общественным садом Риги («Виестура»).
Запись опубликована в рубрике
Петра I. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.