Восковые скульптуры Петра I работы Растрелли

     Бюст в латах    

     По снятой прижизненной маске Растрелли исполнил в 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.

Восковой бюст Петра I с волосами Петра (1719)

     «Восковая персона»

     В феврале 1725 года Растрелли получил повеление императрицы сделать по снятым слепкам «восковую персону» Петра Великого (желая сохранить для потомства подлинный облик супруга). Хотя эту работу можно лишь условно считать скульптурным произведением, но для XVIII века «персоны яко живые» были распространены и ценились как произведения искусства.

     В июне 1725 года изготовление «персоны» близилось к концу. Голова, кисти рук и ступни были отлиты по слепкам их подкрашенного воска. Туловище, ноги и руки сделаны из дерева и соединены шарнирами, что позволяло придавать фигуре естественное положение. Для парика использовали собственные волосы Петра, состриженные ещё в 1722 году из-за сильной жары во время Персидского похода. Глаза были написаны на золотых пластинах по финифти живописцем-миниатюристом Андреем Овсовым.

     Фигуру отдели в градетуровый камзол лазоревого цвета с серебряными узорами и вышитым орденом Андрея Первозванного, в котором он короновал Екатерину. На ноги были натянуты пунцовые чулки, надеты башмаки с серебряными пряжками. Для «персоны» по рисунку Пино мастер Пётр Федотов изготовил резное кресло. На боку у Петра Висел кортик с эфесом из китайского аспида, а в левую руку был вложен «лист печатной Полтавской баталии».

Восковая персона Петра I

     До 1730 года «персона» оставалась в мастерской Растрелли. В 1732 году её перевезли в Кунсткамеру, где поместили в «Императорском кабинете», отделанном сукном и зелёной камкой. «Персону» установили на возвышении под балдахином с четырьмя резными кронштейнами. По сторонам его были поставлены два шкафа с предметами вооружения и регалиями.

     В 1736-38 годах для «персоны» сделали новый парик, усы, брови и произвели ряд других «подновлений». Особенно сильные повреждения «персона» получила при пожаре в 1748 году. По просьбе Академии восстановлением её занялся сын Растрелли. Спустя столетие «восковая персона» была помещена в Эрмитаже где находится и сейчас.

     «Восковая персона» – ценный памятник русской культуры первой четверти XVIII века и единственный русский образец портретов-статуй из воска. Исполнением мемориальной «восковой персоны» Растрелли ещё раз подтвердил своё мастерство «в деле портретов из воску… которые будут похожи на живых».

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.