Парный барельеф Петра I и Елизаветы Петровны работы Растрелли (1742)

     В 1742-43 годах Б.-К. Растрелли отливает из олова погрудные медальоны-барельефы Петра I и Елизаветы Петровны.

     Пётр изображён в левом повороте, Елизавета в правом. Барельефы помещены в пышные накладные рамы с рельефным изображением цепи и знаков ордена Андрея Первозванного; рамки различаются только завершениями; над портретом Петра помещён герб России, а над барельефом Елизаветы – корона, окаймлённая дубовой и лавровой ветвями. Создавая парные барельефы, Растрелли не только подчеркнул сходство Елизаветы и её отца, но поместил на её груди медальон с портретом Петром. Не отступая от традиций коронационного портрета, скульптор оттенил представительность и красоту полнеющей Елизаветы и в то же время неуловимо выразил в чертах её лица бездумность и беззаботность. В контрасте маленькой, почти кукольной головы императрицы и роскошного одеяния за общей импозантностью облика сквозит даже скрытая ирония.

     В барельефном портрете Петра Растрелли вновь вернулся к своей любимой теме. Со времени исполнения бюста царя прошло более 12 лет, всё явственнее становилась гигантская роль Петра в истории России. Поэтому скульптор изобразил его как «державного великана», венчанного лавровым венком. Сохраняя элементы портретности, Растрелли отбрасывает частности, подчиняя всё созданию патетического, героизированного образа. Пётр, так же, как и в бюсте, облачён в латы полководца и императорскую горностаевую мантию с рельефными гербами России. На панцире сделан барельеф: несущиеся навстречу друг другу лавины русских и шведских войск и в центре боя на коне Пётр. В этом портрете видны черты нового стиля Растрелли, его стремление найти мощные, монументальные формы, способные воплотить образы эпического размаха.

     Оба барельефа отличаются высокими художественными качествами. Скульптор проявил здесь острое чувство композиции, вписав крупные, чёткие по силуэту профильные изображения и оставив совершенно гладким фон. Ясность их силуэта сочетается с мягкой моделировкой формы и живописной проработкой волос парика, лат и мантии. Изображая Полтавскую баталию на панцире Петра, скульптору удалось без деталировки, лишь выявлением отдельных фигур и элементов пейзажа передать яростный порыв многолюдной битвы.

Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.