Фейерверк 1704 года в Москве
1 января 1704 годы в Москве был устроен праздничный фейерверк в честь новых побед россиян в Ижорской земле. Он готовился под руководством знатока «ракетного дела» и «потешных огней» Василия Корчмина.
Само зрелище в общем виде и в деталях было воспроизведено на восьми гравированных картинках с краткими пояснительными надписями, выполненных А. Шхонебеком.
Чертёж театра фейерверка
Театр фейерверка занимал пространство шириной и глубиной в 100 аршин и находился на возвышении со спуском в шесть ступеней.
Фейерверочное представление началось с того, что был зажжён находившийся в центре задней стороны театра «государственный орел», символизировавший Россию. Его высота равнялась 30 аршинам. На распростертых крыльях орла были расположены панно с изображениями Белого и Азовского морей, одной лапой он держал панно с изображением Каспийского моря.
Общий вид фейерверка (к лапе орла справа подъезжает колесница Нептуна, везущая карту Балтийского моря)
Орёл горел разноцветными огнями в течение получаса. За это время к нему приблизилась сбоку везомая двумя конями ладья и колесница с находившимся в ней Нептуном (по-видимому, кони были настоящими, а Нептун был представлен кем-то из солдат или актеров, облаченным в соответствующий наряд). Последний держал панно с изображением Балтийского моря, которое было им передано в свободную лапу орла. После этого ладья с Нептуном, также горевшая цветными огнями, удалилась. Идея данной части представления заключалась в том, чтобы показать огромное значение достигнутого – завоевания выхода к Балтике, расширения морских границ России.
Вслед за тем загорелись «разными и удивительными» огнями два больших щита, выдвинутые сзади и поставленные по сторонам «государственного орла». На одном из них были изображены грабли, собирающие колосья, а над ними помещена надпись: «Расточенная собирает». Эта простая аллегорическая картина напоминала зрителям о том, что овладение русскими войсками Ижорской земли с городами Нотебургом, Канцами и другими является только возвратом искони принадлежавших России территорий.
Пояснительная надпись перекликалась с другой, имевшейся под изображением карты Ижорской земли на одной из трёх триумфальных арок, воздвигнутых в Москве ещё осенью 1703 года и стоявших во время описываемого фейерверка. Эта надпись подчеркивала, что «не чуждая» земля завоёвана, а «наследие отец наших». На другом щите была изображена птичья клетка («птицеловка») с открытыми дверцами и над ней надпись: «Праздна будет егда прельщение не поможет».
В данном случае аллегория говорила о необходимости применять в военном деле обман неприятеля, хитрость (прельщение), подобно тому, как птицелов должен прибегать к различным уловкам, если не хочет, чтобы клетка оставалась пустой (праздной).
Иллюминация (зажглась после того, как орёл овладел всеми четырьмя морями)
Наконец, оба щита были отодвинуты, и перед глазами зрителей пред стали «три большие главные фонари».
Центральный транспарант являлся живописным воспроизведением висевшего над ним «государственного орла» с четырьмя морями.
Другой (слева на гравюре) представлял собою уже известное нам панно, посвящённое взятию Нотебурга с изображением его бомбардирования и увенчания лаврами Бертольда Шварца.
На третьем транспаранте дано топографическое изображение реки Невы и Ниеншанца, окруженное богами античного мира – Юпитером, Марсом и Палладой, олицетворявшими силу и мощь русского оружия.
Три транспаранта «Главные фонари» фейерверка 1 января 1704 года
Вместе с тем интересно отметить, что этот, как и другой боковой «фонарь», увенчаны атрибутами мирного труда – земледелия, рудного дела, торговли и пр. – того, к чему стремилась Россия на вновь обретенных землях.
Помимо главных транспарантов, по сторонам театра фейерверка находилось двенадцать фонарей с изображениями символов, эмблем и аллегорий, написанными на полотне «достойными красками». По словам современника, они «необыкновенно и изрядно нощию с задными свещами явилися». На одной из гравюр, посвященных фейерверку, воспроизведены все эти изображения.
Здесь, например, показаны кующие железо кузнецы с сопутствующей надписью: «Потребен труд во время». Ясно, что эта картинка тождественна по смыслу широко известному в народе изречению – «куй железо, пока горячо». Столь же понятны и другие изображения; например, улей с пчелами (подпись: «Размножитеся желают») символизировал пожелания новых удач; корабль, стоящий на рейде в порту (подпись: «Желание его исполнилось»), олицетворял выход России к морю и т.д.
В общем же все картинки, представленные на гравюре, отражали недавние события и надежды на лучшее будущее, призывали закрепить и приумножить достигнутые результаты.
Четырнадцать аллегорических картин из декорации фейерверка
На переднем плане фейерверочного театра возвышались фонари-транспаранты, увенчанные деревянными резными статуями Юпитера, Марса, Паллады и Виктории. Каждая из них была расписана «пристойною краскою, златом и серебром» и высотою равнялась девяти «пядям» (1 м58 см).
Эти статуи награвированы на отдельных листах и окружены аллегорическими изображениями, бывшими на фонарях. Внизу гравюр помещены своеобразные пояснения к статуям. В частности, о «Виктории или Побеждении» говорится, что она «ласковым и веселым лицом обещает щастливое лето, которое Юпитер, Марс и Паллада сотворили…» Так выражалась уверенность в достижении русской армией новых побед в наступившем 1704 году.
Статуи Юпитера и Марса и транспаранты из декорации фейерверка 1 января 1704 года
Статуи Паллады и Виктории и транспаранты из декорации фейерверка 1 января 1704 года
Не менее любопытны и картины транспарантов, показанные на этих гравюрах. Среди них следует отметить хотя бы некоторые. Так, например, изображение орла, нападающего на льва, с надписью: «Приключаю и сильному трясение», прославляло первые победы России над Швецией, располагавшей тогда первоклассной армией.
Бесхитростная аллегория в виде белки, грызущей орех, с надписью: «Без труда не по лучишь», напоминала об усилиях русской армии, предпринятых для овладения Нотебургом – Орешком, и одновременно призывала к преодолению других трудностей, встречавшихся в ходе Северной войны. Картина с аллегорическим изображением корабля, приближавшегося к берегу, и надписью «Не ищу кроме правости» говорила о справедливости цели, намеченной Россией в войне со Швецией.
В числе аллегорий, представленных на четвертой гравюре, показаны уходящие корабли и летящий в том же направлении орел; под картиной надпись: «Преселитися хощет». Это изображение выражало мысль, что Россия получила возможность создавать флот в районе отвоеванных у шведов земель – на выходе к Балтийскому морю.
Разнообразный комплекс специальных декораций (транспарантов, фитильных щитов, статуй и т.п.) определил богатые изобразительные возможности фейерверочного представления В этом же зрелище были и чисто фейерверочные эффекты, составленные из множества «потешных огней».
На гравюре с общим видом фейерверка показаны в действии образцы различных «верховых фигур». В описании гравюры особо упоминаются «ящики с ракетами», изделия «иных всяких хитрых дел» и гранаты, которые «окружали всю огненную потеху, яко стеною». Можно с уверенностью сказать, что это большое и сложное фейерверочное представление было не только интересным по содержанию, но и очень красивым.
Запись опубликована в рубрике
Фейерверки. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.