Самсоновский канал и Аллея фонтанов (1720-е)

     Оригинальным элементом композиции и водного убранства Нижнего парка Петергофа является Большой (Самсоновский) канал. Он проложен через всю территорию парка и соединяет Большой каскад и дворец с морем.

     Мысль о морском канале, который должен был служить парадным въездом в парк, появилась у Петра вместе с первым замыслом приморской резиденции. Наброски, сделанные его рукой, показывают, что Пётр решил провести канал к морю и украсить его берега цветниками, трельяжными павильонами и решётками.

     Сооружение канала началось летом 1714 года, а закончилось (вместе с гаванью) к 1720 году. Летом 1723 года был построен шлюз, обеспечивавший постоянный уровень воды в канале. От этого шлюза должны были отходить задуманные Петром, но не осуществлённые два канала: один к Монплезиру, а другой к Эрмитажу.

     Стремясь как можно рельефнее выделить значение Большого канала, Пётр приказал устроить подле шлюза две полукруглые деревянные галереи со столбами («Кривые галереи»). Они были построены к августу 1723 года и, расписанные под белый мрамор, служили своеобразными пропилеями, отмечавшими парадный въезд. Колонны галерейподдерживали балюстрады с тумбами и вазами.

 «Кривые галереи» (проект Микетти)

     По сторонам канала протянулись ковры газонов, на которых были разбиты «приморские цветники». Одновременно дамбы оградили балюстрадами, которые в садовой части продолжались трельяжными решётками с нишами, отделявшими аллеи вдоль канала о зелёного массива парка. Звенья решёток украсили «фигурами» – масками или орнаментальными узорами, составленными из раковин различной формы и расцветки, набитых на деревянные дощечки.

     В конце января 1723 года Пётр приказал устроить в нишах фонтаны. Всего было построено 22 фонтана со скульптурами по мотивам басен Эзопа («нишельные фонтаны»).

Аллея фонтанов (М. Земцов, 1734)

     Их содержание легко ассоциировалось с событиями Северной войны (к1723 г. установлены «Два змея», «Гора родила мышь», «Курица и змей», «Змея, укусившая наковальню»). Рядом с каждым фонтаном была пояснительная табличка.

Фонтан «О горе, хотящей родити» в Нижнем саду Петергофа, рисунок (1724-25)

     Надпись на рисунке:

«Езопова притча по большому каналу от палат больших на левой стороне 1 фонтан».

     Пояснительный текст гласил:

«Бяше некая гора зело высока, яко верху ея досягати

до высоты облак; и нача зело колебатися и тря-

стися. Прочие же голы, о сём удивишася, и рекоша:

истинно хочет сия гора подобную себе гору роди

ти. Сие же слышавшие люди стекошася, да чудо оное

узрят. Егда же прииде время рождения ея, роди ма-

лую мышь. Зрящие же зело посмеяхуся горе оной

и ругахуся глагоюще: Како гора сия великая по то-

ликих болезных точию роди малую мышь».

     Сюжет для фонтана почерпнут из книги «Зрелище жития человеческого» (1712), сохранившейся в двух рукописных списках. Рисунок выполнен в мастерской Земцова и является зарисовкой фонтана после его установки (1724).

Фонтан «О змие» в Нижнем саду Петергофа, рисунок (1724-25)

     Надпись на рисунке:

«Езопова притча по большому каналу от палат больших на левой стороне 2 фонтана».

     Пояснительный текст гласил:

«Некая змия нача железную наковальню грызти, хотя-

ще ю острыми своими зубами растерзати. Егда же

змия зубы свои разби и ничтоже преуспе, наковальне рече

к себе обезумная ю, что всуе труждаюся, аще бы зубы моя

были и железны или медяны и никое же зло сотворите возмогла бы».

     Аналогичный фонтан имелся в Версале.

Фонтан «О кокоше и коршуне» в Нижнем саду Петергофа, рисунок (1724-25)

     Надпись на рисунке:

«Езопова притча по большому каналу от палат больших на правой 2 фонтана».

     Пояснительный текст гласил:

«Некий кокошы имяху многие птенцы, их же хотя-

ше похитити един коршун и потребити, кокошы же,

яко мати, о чадех своих много защищаху:

я на растерзание их не предадие».

     Сюжет для фонтана заимствован с гравюры С. Леклерка на тему XV басни Эзопа.

Фонтан «Два змия» в Нижнем саду Петергофа, рисунок (1724-25)

     Надпись на рисунке:

«Езопова притча по большому каналу от палат больших по правой стороне 1 фонтана».

     Пояснительный текст гласил:

«Один  о многих главах, другой о многих хвостах

споровались, кто больше имеет авантаж,

потом за ними некто гналиа, то тот, у кото-

рого много хвостов схоронился межу ма-

лыми деревьями, для того, что за головою хвосты

без трудности прошли, а другой остался, что его

головы иная направо, иная налево которыя

его в дереве одержали».

     Сюжет для фонтана заимствован с гравюры С. Леклерка на тему XXXI басни Эзопа.

     В 1724 г. Пётр решил построить остальные фонтаны в виде ваз с небольшими бассейнами. Их струи образовывали небольшую колоннаду вдоль фонтана.

Ваза-фонтан, фасад, проект (1714-19)

     В 1850-е гг. «вазы» и Эзоповы фонтаны были заменены фонтанами упрощённой формы. Лишь 8 бассейнов у шлюза сохранили барочные формы.

     У самого слияния канала с ковшом Большого каскада, по обеим его сторонам, располагаются две мраморные колоннады с купольными павильонами. Их удлинённые фасады, эффектно выделяясь среди зелени, подчёркивают красоту панорамы со стороны дворца.

     «Галереи маленькие с коморками» начали возводится в1722 г. по проекту Микетти. К 1723 году кирпичные галереи были завершены. Их дубовые колонны, окрашенные под мрамор, несли деревянный антаблемент и балюстраду с вазами, а стены против колонн были прорезаны полуциркулярными арками, сквозь которые в просветах зелени виднелось море. Простенки были украшены парными пилястрами.

     26 апреля 1723 года, после осмотра работ, Пётр распорядился приступить к устройству в арках галерей фонтанных ниш. Проекты фонтанов выполнил Земцов – четыре с мифологическими фигурами на пьедесталах, с которых сливалась вода, и три фонтана в виде поднятых на ножках чаш со сложным скульптурным и орнаментальным оформлением.

Проект фонтанных колоннад Земцова (1723)

     Пётр I внёс в этот проект незначительные изменения. Кроме того, он распорядился поместить в восточной стороне галереи клокшпиль – музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, приводимый в действие водой.

Проект фонтанных колоннад, утверждённый Петром I (1723)

    К концу моменту смерти Петра I была готова лишь одна галерея, а роспись и отделка обеих продолжались до начала 1730-х годов. В конце XVIII века было решено заменить кирпичные петровские галерея мраморными, которые мастерски исполнил А. Воронихин.

Фонтанные колоннады в 1720-е годы

План фонтанных колоннад на конец XVIII века

Запись опубликована в рубрике Фонтаны. Добавьте в закладки постоянную ссылку.