Личные знамёна Петра I
С конца XVII века Пётр I приступает к разработке новой символики России, и, в первую очередь, флага. При этом, государственный флаг являлся и личным знаменем царя. С окончательным вариантом Пётр определился не сразу.
Знамя 1690 года
Это знамя сделано из жёлтой тафты, с широкой красной каймой и разноцветной шелковой бахромой.
Знамя Ивана V и Петра I (1690)
На одной стороне, на середине, изображён Нерукотворный образ, поддерживаемый Ангелами, с надписью на убрусе: «Iоанномъ».
Ниже образа, по левую сторону, святые: Сергий, Филипп, Николай, Иона, Пётр; а по правую – Димитрий Царевич, Св. Герман, Гурий, Алексий, Варсонофий; ещё ниже – молящиеся на коленях преподобные Антоний и Феодосий, а между ними продолговатый щит с надписью: «Въ небе живущему на небесехъ, наши очи возводимъ Владычице всехъ и Пречистому Нерукотворенному образу Твоему не созданному, пренебесный Царю, поклоняемся, со усердiемъ припадая, молимся, подаждь Благовернымъ Царемъ Московскимъ и Великимъ нашимъ Княземъ Россiйскимъ на врага победу и одоленiе».
На кайме находятся изображения: в обоих верхних углах – Св. Иоанна Предтечи, держащего в руках хартию с надписью: «Покайтеся, приближеся» и Св. Иоанна Богослова, а в нижних – царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
В верхней полосе каймы надпись: «Лета 7198 (1690) Декамврiя въ 25 д. написася сіе знамя Благочестивейшія Державы и правленія Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя и Белыя Росiи Самодержцевъ».
В нижней полосе – российский двуглавый орёл и, по бокам его, в серебряных щитах, надписи: подле левого крыла – «Орёлъ, по естеству, смотритъ солнца, сице зрятъ пресветлыя лица главою своею сугубою, единородному брату обою Великихъ Государей и Царей, Монарховъ нашихъ, Великихъ Князей. Одно солнце Iоанна Алексеевича, второе солнце Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя, Червонныя, Черныя, Белыя, Славено-Россiйскихъ Самодержавцевъ и многихъ Царствъ Пресветлыхъ Державцевъ»; подле правого крыла – «Орёлъ наричется Царь небесный, сице наречетъ и Царей земныхъ. Орелъ значитъ: сугубою головою Московскихъ нашихъ двухъ Царей, имъ по три венца въ душахъ ихъ сiяютъ, во Троице Бога прославляемая Отца и Сына и Святаго духа; имутъ по два крила и въ дланія вручи имъ Богъ скипетръ и державу правленіе Царствъ, и на враговъ, въ шуйца же имъ Державу со крестомъ, да побеждаютъ враговъ со Христомъ».
С боку каймы также надписи в щитах, из которых одна от ветхости стёрлась, а другая следующего содержания: «Въ духовномъ чину отца ихъ и богомольца, при великомъ господине Святейшемъ Киръ-Іоакиме Московскомъ и всея Русіи и всехъ Северныхъ странъ Патрiархе».
На другой стороне, посередине, Архангел Михаил на коне и, возле него, лики Иисуса Христа и Божией Матери. Над Архангелом – золотая радуга, а в его руках крест, труба, Евангелие, кадило, копьё и поводья коня. Под ногами коня море, в котором утопает сатана и гибнут его твердыни. Выше сатаны, в гортань которому Архангел Михаил устремляет копьё, находится щит с надписью: «Запретивъ ты языкомъ злы врагъ порубися, имя его тобою вечно потребися». Над погибающими твердынями подобный же щит и в нём надпись: «Врагу имети тобою вельми умалени и крепцы градове его разрушени«.
По четырём углам каймы изображены: Святые Апостолы Пётр и Павел и Святые Борис и Глеб; между ними щиты с надписями, из которых явственны только две: сбоку образа – «А трудами и художествомъ новопостроеннаго Кизическаго монастыря многогрешнаго монаха Гервасіа» и внизу подле двуглавого орла – «И покры яко орелъ гнездо свое, милосердіе. и человеколюбіе, собра вся языки гнезда земнаго, втройце славити Бога единаго въ десныхъ пазъ нокшяхъ жезлъ или скипетръ и мечъ жезломъ сокрушитъ, яко сосудъ скудельничи, языки поганыхъ, незнающихъ Бога, и всяка супостата и врага».
Каждая сторона знамени имеет на кайме серебряные и золотые восьмиконечные звёзды. Фон вокруг святых красный, а узоры серебряные. Внизу каймы – золотой двуглавый орёл. Щиты с надписями и узоры вокруг них серебряные. Лучи звёзд напополам золотые и серебряные.
Знамя с Иерусалимским крестом (1693)
В 1693 году в Архангельске, выходя в Белое море, Пётр поднимает на своей яхте «Святой Пётр» знамя с Иерусалимским крестом (эмблемой католического Ордена Гроба Господня).
Здесь большой крест – символ Христа, а четыре маленьких – четырёх Апостолов.
Знамя Петра I в Архангельске
Флаг царя Московского (1693)
Там же, в Архангельске, 6 августа 1693 года на царской яхте первые был поднят так называемый «флаг царя Московского», созданный на основе голландского флага (равновеликие полосы белого, синего и красного цветов), с золотым двуглавым орлом посередине.
В «Книге о флагах» голландца К. Алярда приводится следующее описание флага «Его царского величества Московского» (1705): «На синей полосе золотой с царскою коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия».
Знамя Петра I с 1693 по 1703 годы
Триколор, как и флаг с Иерусалимским крестом, использовались на военных кораблях в качестве сигнальных до 1720 года.
Гербовое знамя (1696 год)
В 1696 году, вероятно, в ходе подготовки ко второму Азовскому походу, было изготовлено гербовое знамя старого образца (с откосом).
Знамя было изготовлено из красной тафты. Изображение на знамени – только с одной стороны.
Знамя Петра I во 2-м Азовском походе
Вокруг знамени, на голубой кайме, обведённой с обеих сторон золотой каёмкой, золотыми буквами сделана надпись: «Пресветлейшаго Великодержавнейшаго и Богохранимаго Монарха Великого и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великiя и Малыя и Белыя Россіи Самодержца. Знамя Гербовное построено бысть въ лето 7204 (1696) Марта 12».
На середине бледно-коричневаго цвета представлен золотой двуглавый орёл с поднятыми крыльями, держащий в лапах по копью, из которых каждое увито белой хартией, и по такой же имеется в каждом клюве. Все хартии с надписями: в правом клюве – «Се вознесе главу мою на враги моя», в левом – «Десница моя, Господи, прославися въ крепости», около правого копья – «Дасти же сокрушити супостаты твоя», около левого – «Прiими копiе Святое, яко даръ отъ Бога».
На груди орла, в круге, обведённом золотой каймой, изображён Саваоф на белом коне, держащий опущенный меч, у которого, вместо острия, громовые стрелы. Вокруг его головы подпись: «Слово Божiе»; на одежде: «Царь Царей и Господь Господей»; на кайме круга: «Отъ устъ его изыде оружіе обоюдноострое, еже победити вся враги помазаники своего видимыя и невидимыя».
Под орлом – вода с надписью: «Море».
В обоих нижних углах – корабли с парусами, а на одном из верхних, прилегающем к древку, – рука, выходящая из облаков.
В откосе знамени, рядом с орлом, апостолы Пётр и Павел, стоя на облаках, держат камень веры с надписью «Камень», а под ним белая хартия с надписью: «Се полагаю во основаніе камень краеугольный, да созиждется белное мое Царство до скотанія века». Над камнем, на хартии, слова: «Покрыю его, яко позна имя мое».
Над этой хартией другая, выходящая из облака, со словами: «Господи! спаси Царя и услышины». Над ней отверстое небо, и в нём Дух Святой в виде голубя.
Далее, к концу знамени, три восьмиконечные золотые звезды, расположенные треугольником.
Знамя 1696-1699 годов
Это знамя из малиновой камки с зелёной каймой, обведённой вокруг, с обеих сторон, широкой золотой каёмкой и имеющей по бокам золотые и серебряные украшения вроде арабесок, а по верху и по низу золотые надписи.
Знамя Петра I (1696-99)
На одной стороне знамени изображён писанный золотом и серебром Св. Иоанн Воинственник, скачущий на белом коне и держащий в правой руке обнажённый меч.
На кайме слова: «Благочестиваго воина Христова, победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно Іоанна Никіа достодолжно песнями восхвалимъ: чудодействуя бо врачуетъ 6огатодарно скорбящія люди, и молится Господу Богу, отъ всякихъ бедъ спасти Правоверныя».
На обороте – золотой Животворящий крест, на золотых, с серебряными верхами, ступенях, – с тростью на правой и с копьём на левой стороне, имеющий с боков по восьми шестнадцатиугольных звёзд, средина которых и восемь углов золотые, а остальные восемь серебряные.
На кайме надпись: «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояніе Твое! победы благоверному Царю нашему Петру на сопротивныя даруй, и Твое сохраняя крестомъ Твоимъ жителство».
Сухопутный штандарт (1700)
В бою под Нарвой шведами было взято полковое знамя, которое расценивается некоторыми исследователями как личное знамя царя.
Знамя сделано из тафты, разделено на три равные полосы (белая, синяя, красная) и украшено орлом, арматурой и орнаментом золотого цвета. Сверху когда-то было изображение шлема и кирасы.
Знамя Петра I под Нарвой
Штандарт Российский, или Царский (1703)
С выходом к Балтике Пётр утверждает новый государственный флаг. Созданный на основе немецкой расцветки, он становится «имперским» символом России. На жёлтом полотнище изображён двуглавый чёрный орёл, держащий морские карты с изображением Белого, Каспийского и Азовского морей.
Вот собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».
Знамя Петра I с 1703 года
Запись опубликована в рубрике
Церемониал. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.