Свадьба Петра I и Евдокии Фёдоровны (1689)
Первый брак Петра I был подготовлен его роднёй Нарышкиными и, в первую очередь, царицей Натальей Кирилловной без согласования с 16-летним женихом. Это был исключительно брак по расчёту. По мнению родных, брак должен был подтвердить право Петра на престол, отвлечь его от Немецкой слободы и, по возможности, укрепить позиции Нарышкиных в стрелецких войсках.
Выбор невесты
Невестой Петра I стала 20-летняя Прасковья Илларионовна Лопухина, дочь окольничего, сменившая, по случаю свадьбы, своё имя на более благозвучное – «Евдокия», а отчество – на «Фёдоровна» (традиционное для невест царей рода Романовых).
Став государевой невестой, т.е. царевной, Евдокия поселилась с ближайшими родственниками в селе Преображенском под Москвой, вблизи жениха, но отдельно от него, и строго охранялась. До свадьбы Пётр (по традиции того времени) смог видеть её только один раз.
Окручивание
Свадьба состоялась 27 января 1689 года в Преображенском, а потому её ритуал неизбежно отличался от «свадебного чина» московских царей, игравших свадьбы в Кремле. Тем не менее, в общих чертах её церемония полностью соответствовала древней (ещё великокняжеских времён) традиции.
Свадебный поезд в Москве XVII века
Одетые в день венчания как при коронации, Пётр и Евдокия с утра находились раздельно.
В определённый час началось движение процессии невесты в столовую палату Преображенского дворца для окручивания. Евдокию поддерживали боярыни, т.к. её костюм весил около20 килограмм, а служители «берегли» и кропили святой водой путь.
На том месте, куда должна была сесть Евдокия, заранее были положены 40 соболей. Их тут же убрали. Рядом с Евдокией сел один из знатных князей. После этого послали к Петру.
Узнав о прибытии невесты, Пётр отправил в палату своего наречённого отца. Тот, войдя, поклонился на 4 стороны, ударил челом невесте, а затем, посидев немного, послал к Петру боярина. Этот боярин сообщил: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (имя) велел говорить. Прося у Бога милости, время тебе идти, государю, к своему делу».
Пётр встал, принял благословение и, поддерживаемый под руку тысяцким, со своей свитой пошёл в палату. Перед ним также «берегли» и кропили путь. Присоединившись к невесте, Пётр сел рядом с ней, на место сидевшего здесь только что князя.
В палате, на возвышении, уже стоял накрытый стол, причём под верхней скатертью (для пира) были ещё две (в средней унесут еду в опочивальню, а нижняя пролежит до конца торжеств). На столе стояли хлеб, сыр и соль (языческие символы благополучия). Однако до застолья было ещё далеко. Начинался обряд окручивания.
Под молитву священника молодым начинали расчёсывать волосы, что символизировало их переход в новое состояние. При этом, гребни обмакивали в вино. Во время этой церемонии стольники кормили присутствующих хлебом и сыром, одаривали подарками, а дружка жениха подносил ему подарок от невесты.
После чесания молодых осыпали хмелем (символ плодородия), обмахнули соболями (символ царского величия), а на невесту накинули фату (символ скромности). Родители невесты символически попрощались с дочерью и передали её жениху.
Начиналось шествие в храм.
Венчание и пир
Обряд венчания был совершён в деревянной церкви, стоявшей в центре Преображенского. Первой сюда прибыла процессия жениха, а за ней – невесты. Путь от дворца до храма был устлан камкой.
Во время венчания молодые стояли на соболях, застланных камкой. После обряда они сделали по глотку вина из одного сосуда и поцеловались. Теперь из царевны Евдокия стала царицей.
Пётр и Евдокия в свадебных нарядах
Из храма процессия вернулась во дворец, в палату, где происходло расчёсывание волос. Начинался свадебный пир. Молодые заняли места свои прежние места во главе большого стола, а гости – соответственно чину и званию – за царским столом или за П-образным, огибавшим царский. По четырём углам комнаты было воткнуто по стреле, на которых были навешаны соболиные меха.
По старинной традиции, на пиру новобрачные ничего не ели и не пили, а, посидев немного, отправились в опочивальню. После их ухода, с пира уходили и все женщины (они перемещались в палаты царицы). Пиром оставался руководить тысяцкий.
На пороге опочивальни жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот (символ плотской любви), второй раз за день осыпала молодых хмелем. Дружка царя, тем временем, нёс им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завёрнутые в скатерть.
В спальне уже ожидала заправленная особым образом кровать («постеля»). Под самый низ её было положено 27 («тридевять») ржаных снопов – символов изобилия. Снопы были застланы ковром и перинами. Перины были последовательно покрыты шёлковой простынёй, меховым одеялом и покрывалом. В изголовье лежали две подушки и шапка, а в ногах – шуба и ковёр.
Перед кроватью – из-за её высоты – была поставлена скамеечка. Вокруг были навешаны тафтяные занавески, а над изголовьем – образа и крест, задёрнутые убрусами.
Окончание торжества
На следующее утро новобрачные мылись в бане («мыленке»), а затем завтракали, без гостей, на царской половине.
Свадьба длилась ещё два-три дня, во время которых продолжались обеды, поздравления и раздача царских милостей всем участникам торжества. О ней извещались все возможные храмы, дабы там молились о здравии молодых.
Через три дня после свадьбы поэт Карион Истомин увековечил это событие в свадебном приветствии «Книга любви знак в честен брак».
Евдокия Лопухина
Первый брак Петра I окажется недолговечным. Воспитанная в духе «Домостроя», Евдокия не разделяла интересов мужа и после каждой очередной разлуки досаждала ему слезами, упрёками и жалобами.
С 1692 года Пётр сблизиться с Анной Монс, а после смерти матери (1694) перестанет общаться с женой. Вернувшись из Великого посольства, он отправит жену в Суздальский монастырь и поселится у Монс.
От брака с Евдокией Фёдоровной у Петра родилось трое сыновей, двое и которых умерли во младенчестве.
Запись опубликована в рубрике
Церемониал. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.
на правах рекламы
• удаление зуба в Стоматологии, ulybka в москве