Голландский врач Николай Бидлоо (Nicholas Bidloo) в 1703-1705 годах был лейб-медиком Петра I, а затем до самой своей смерти жил в Москве, где возглавлял первый Московский госпиталь.
В 1710 году, по просьбе Бидлоо, царь отдаёт ему «под строение» участок земли рядом с садом госпиталя в Семёновской слободке. Именно здесь Бидлоо попытался воплотить свою мечту о «прелестной деревенской жизни» и, одновременно, реализовать свой многогранный талант.
«Мою жизнь и честь я посвятил практической медицине, – говорил Бидлоо, – а для удовольствия и отвлечения я обращался к разным искусствам и наукам, таким как живопись, рисование, музыка, математическая геометрия, архитектура и т.д.».
Уже вскоре его «приют отшельника» («малый Эрмитаж») становится одним из любимых мест Петра I в Москве. При этом, как и во всех тогдашних загородных усадьбах, в «Эрмитаже» Бидлоо можно было жить только летом.
Усадьба располагалась на прямоугольном участке левого берега Яузы, слева от госпиталя, между рекой и Лефортовской слободой. Она объединяла в один комплекс хозяйственную и жилую зоны, что было типично для загородных бюргерских усадеб Западной Европы.
Усадьба имела две главные композиционные оси:
а) продольную (центральную) аллею, шедшую от Солдатской слободы к берегу Яузы, где она завершалась павильоном
б) поперечную, связывавшую малые и парадные ворота, обращённые к госпиталю.
Сад Н. Бидлоо рядом с госпиталем (рисунок Бидлоо)
Загородный дом (рисунок Бидлоо)
Загородный дом (коттедж) располагался на поперечной оси у малых ворот в нижней левой части жилого ансамбля, т.е. в самой композиции усадьбы отсутствовал принцип жёсткого соподчинения.
Дом-коттедж был прост и функционален. Он бы срублен из брёвен, обшит только с парадной стороны и крыт тёсом. Планировка была также проста и незатейлива. В средней части был расположен вестибюль, из которого осуществлялся вход во все внутренние помещения (гостиную, спальню, кабинет, кухню, комнату прислуги). Перед вестибюлем в доме была устроена небольшая лоджия и пространственное крыльцо-портик тосканского ордера.
Убранство комнат было характерно для Голландии XVII века – гладкие, обшитые тёсом стены, картины и шандалы на них, резная мебель (типичная для городского интерьера), на кухне – огромный очаг и полки с посудой.
Вид из входной двери на партер (рисунок Бидлоо)
Гостиная (рисунок Бидлоо)
От портика открывался вид на Триумфальные ворота, которыми Бидлоо оформил выход из усадьбы к госпиталю.
Ещё в 1709 году, после Полтавской победы, Бидлоо преподнёс Петру I проект этих ворот с приветствием и пояснительным текстом на русском языке. Каждая их художественная деталь имела собственное название в афористической форме на латинском и русском языках.
Парадные ворота усадьбы (Триумфальная арка в честь Полтавской победы)
Левый пруд со смотровой площадкой (рисунок Бидлоо)