Петергольм в Риге (1720)

     Образцом для благоустройства окрестностей Риги Петру I послужила Петергофская дорога. По его указу, здесь также была создана прогулочная дорога вдоль берега Даугавы длиной около пяти километров. Она начиналась за городской стеной и заканчивалась у высот, расположенных при впадении в Даугаву Красной Двины. Ближайшей к городу царской усадьбой на ней стал «Петергольм».

     Петергольм («Первый царский сад») – первая загородная усадьба Петра I в Риге («Петровский островок», от шведского holm – речной островок). Сегодня её сохранившаяся часть является общественным садом Риги «Виестура».

     В шведские времена этот пригородный район назывался «Густавсгольм». В описи середины столетия о нём сказано: «Оный расположен в той части предместья, которая состоит перед королевскими воротами цитадели и известна под именем Форбург». Пётр переименовал его, устроил парк и велел обсадить деревьями дамбу, ведущую далее, на Рейде-Двину (здесь будет усадьба Александершанц).

Месторасположение усадьбы «Петергольм»

     Усадьба «Петергольм» располагалась на самом берегу реки, на плоской местности, окружённой каналами. По приёмам своей композиции она тесно связана с решениями русских дворцово-парковых ансамблей Петербурга и Москвы, а потому представляет ценный памятник русского садово-паркового искусства.

     Участок занимал площадь около 13 гектарови был разделён каналом на две части: парадную и хозяйственную (с «кухонным садом»). Кроме того, вся территория усадьбы была окружена ответвлением крепостного рва.

     Сад имел регулярную планировку (по образцу голландских). В нём были проведены прямые дорожки, через него проходили несколько аллей, а также каналы. В том числе в парке были поставлены несколько «монбижу» (увеселительных павильонов), были поставлены перголы (беседки, густо покрытые зеленью со всех сторон), имелся боскет (элемент французского стиля паркового искусства).

План усадьбы «Петергольм»

     На генеральном плане Петергольма середи­ны XVIII века перед дворцом показан большой партер в форме трапеции. За ним находился продолговатый пруд, который отделял от пар­тера часть сада, состоявшую из боскетов с вы­сокой растительностью. О ней в описи сказано: «Вертоград с большими аллеями, цветниками, бассейнами и кварталами, кои произведены разными фигурами… и заключают в себе травники (газоны) и плодовитые деревья».

     В саду перечисляются: дворцовая аллея, окру­жающая весь сад, другая – вдоль бассейнов, а третья – перекрестная, затем так называемая «фигура» или «длинный нерегулярный четверо­угольник, образующий квартал по той стороне, которая к Двине». Один из кварталов сада был окружен зеленым ходом на арках с двумя за­пирающимися двойными дверями. Внутри были цветники. Боскет этот носил название Итальян­ского сада.

     Ветры с моря и сильные ледоходы постоянно повреждали растительность петергольмского сада, так что требовалось возобновление посадок. Для этих целей выписывалось большое количество деревьев и декоративных кустарников, а около сада был даже устроен питомник «Рекрутский сад» (Пётр называл запасные деревья для садов «рекрутами»).

Главная аллея (фото начала XX века)

     Деревянный дворец стоял на террасе, над самой рекой. Судя по чертежам, в нём было 16 комнат. Он имел две башни, украшенные галереями, в виде выступов на углах (флигели).

Фасад и план дворца (показан без башенок над флигелями, вероятно, после перестройки)

     Среди чертежей усадьбы имеется также обмер одного из слу­жебных зданий. После сноса дворца оно оставалось един­ственным жилым строением усадьбы. Это двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте, простое по архитектуре, отличалось хорошими пропорциями. Архитектура фасада своими чле­нениями ясно подчеркивала планировку вну­треннего пространства. Центр и углы главного фасада были акцентированы пилястрами, средняя ось подчеркнута входом и фронтоном. На плане первого этажа показаны широкая парадная ле­стница и по её сторонам большие, хорошо осве­щенные комнаты.

Служебное здание усадьбы «Петергольм»

     Петергольм слу­жит очень интересным примером использова­ния типовых или, как их тогда называли, об­разцовых чертежей. Известно, какое важное ре­гулирующее значение имели образцовые чертежи Д. Трезиии. Настольным пособием паркостроителей петровского времени была изданная в то время и известная в России книга Леблона и Даржанвиля «Теория и практика садовод­ства», в которой приводился ряд примеров ком­позиции дворцово-парковых ансамблей для различных природных условий и размеров уча­стков. Один из таких образцов послужил от­части примером для композиции Петергольма. Весь участок за поперечным каналом доволь­но близко повторял одну из композиций Леблона.

     Однако постановка дворца и размещение партера являются оригинальными. Таким обра­зом, при реальном строительстве образцовые проекты приспосабливались к природным усло­виям места, что приводило зачастую к новым решениям.

     Типовые (образцовые) проекты име­ли, однако, то положительное значение, что на­правляли творческую мысль рядовых мастеров на путь использования примеров, принадлежав­ших лучшим архитекторам.

     План усадьбы типичен для петровского вре­мени. Дворец поставлен у самого берега Дау­гавы на широкой видовой террасе подобно то­му, как расположены дворцы в Монплезире и в Дубках. Расположение партера в Петерголь­ме, однако, менее удачно. Он ориентирован уз­кой стороной на центральную перспективу, что снижает эффект со стороны дворца.

     Сад раз­делён прудом, за которым начинается совер­шенно самостоятельная композиция, мало свя­занная с придворцовой частью. Впоследствии по оси центральной аллеи через пруд был устроен переход. Сад отделялся длинным кана­лом от служебных построек и огорода.

     Гордо­стью усадьбы были её прекрасные аллеи. В саду росло много голландских лип. Ароматные цветы украшали партер перед дворцом; внутри боскетов росли, так же как и в садах Петербур­га, плодовые деревья.

     После смерти царя усадьба перешла в ведение ратуши и стала быстро разрушаться (дворец был разобран, партер и боскет запущены). Сегодня оставшаяся часть Петергольма является общественным садом Риги («Виестура»).

Запись опубликована в рубрике Петра I. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.