Усадьба Головина (1702)
Загородная резиденция адмирала Ф.А. Головина в Москве – первая на Руси регулярная усадьба и прообраз дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга.
Она располагалась на Яузе, в районе современной Краснознамённой улицы, вблизи Лефортовского моста.
Строительство
История усадьбы начинается в 1701 году, когда, вернувшись из Европы, ближайший соратник Петра I боярин Головин купил на левом берегу Яузы двор у вдовы купца Таберта. Участок был выбран вглубь от берега и вниз по отношению к Лефортовскому дворцу (в расчёте на восприятие обоих усадеб с реки). Здесь, на небольшом ручье, впадавшем в Яузе, можно было сделать плотину и пруд, на берегу которого и разместился бы дом.
Взаимное расположение усадеб Лефорта и Головина
В короткие сроки, по проекту Д. Иванова, была выстроена усадьба «в новом вкусе», которая, как и дворец Лефорта, стала одной из резиденций царя. В декабре 1702 года в недавно законченном дворце происходит пышная свадьба сына Головина, а в марте 1703 года – приём Петром I посланника Людовика XIV. Единственный из сохранившихся видов усадьбы – гравюра А. Шхонебека – нарочно оживлён царским выездом (суетящиеся слуги, нарядные всадники, кареты, салют из пушек).
Планировка
В усадьбе Головина сразу обращает на себя внимание её строгая планировка – правильные прямоугольники сада, ровные ряды посадок, прямая аллея от въезда к реке.
Основу композиции усадьбы образуют две пересекающиеся под прямым углом оси, что характерно для большинства садовых планировок раннепетровского времени.
Общий вид усадьбы (А. Шхонебек)
На оси, перпендикулярной к Яузе, расположен парадный центр, ограниченный с трёх сторон зданиями служб, наподобие государевых дворов, а с четвёртой – прудом.
Эта часть усадьбы состоит из двух дворов. Парадный двор, куда попадали из въездных ворот (украшены скульптурой), с двух сторон был обрамлён фасадами дворца Головина и здания для приёмов. В задний двор, где стояла пятиглавая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, попадали через фигурные ворота.
Выездные ворота к реке служили высотной точкой, «представлявшей» усадьбу со стороны Немецкой слободы.
На оси, параллельной Яузе, в продуманной последовательности был расположен ряд декоративных и хозяйственных компонентов усадьбы.
По сторонам парадного центра были расположены чисто декоративные «затеи» – сад, обращённый к Яузе, и участок с увеселительным павильоном и фонтаном, обрамлённый крытыми аллеями.
Большое впечатление производят зелёные пирамиды и стриженая зелень над воротами в живой изгороди, напоминающая церковную луковку.
Правее дворца находился большой прямоугольный пруд для катания на лодках, что было необычно для московских усадеб начала XVIII века.
На границах участка находились скотный и конный дворы, огороды и плодовый сад.
Постройки
Главное здание усадьбы – дворец Головина. Это было двухэтажное здание с двусветным первым этажом, мезонином, декоративной балюстрадой, равномерным шагом пилястр и окон на всех фасадах.
По словам очевидца, дворец был «деревянным зданием, хорошо сложенным по правилам искусства, с множеством прекрасных покоев, высоких и низких».
Крыльцо дворца было украшено обелисками. От него к пруду спускалась лестница, переходившая в балюстраду вокруг пруда.
Вид дворца со стороны пруда (показан одноэтажным)
В нескольких шагах от дворца стоял небольшой храм – часовня Успения Богоматери. Она с самого начала входила в состав усадьбы и является одной из первых ротондальных церквей в России. Интересно, что дворец доминировал над храмом.
Напротив дворца находились хоромы для торжественных приёмов. В них архитектор прибегает к нарядному коринфскому ордеру. Большие ренессансные окна и аркады забавно сочетаются с затейливыми наличниками и традиционными полицами кровли. Всё это придаёт архитектуре хором гораздо менее официальный характер по сравнению с главным домом.
Усадьбу, вместо забора, со всех сторон окружали службы – двухэтажные хозяйственные постройки. В правом углу стояла ветряная мельница.
В 1720-е годы Пётр I отдаёт распоряжение расширить усадьбу Головина, превратив её в подобие столичных дворцово-парковых ансамблей. Разработкой и воплощением в жизнь проекта занялся бывший лейб-медик царя Николай Бидоо.
Запись опубликована в рубрике
Фаворитов. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.